Покупка | Продажа | НБРБ | |
---|---|---|---|
USD | 2,5570 | 2,5700 | 2,5432 |
EUR | 2,7300 | 2,7100 | 2,6454 |
RUB100 | 3,3000 | 4,0500 | 4,1545 |
Литва празднует свое совершеннолетие в качестве члена Европейского союза, но догнать по уровню развития страны западной и северной Европы ей не удалось. Даже после 18 лет в составе объединения Литва продолжает терять население и остается одной из самых бедных в ЕС, сообщает Baltnews. Литва стала официальным членом Евросоюза 1 мая 2004 года. Политики балтийской страны ликовали. Случилось то, о чем они мечтали долги годы, - заявка на вступление в ЕС была подана еще 8 декабря 1995 года.
За несколько лет до вступления Литвы в ЕС многочисленные балтийские и международные эксперты рисовали самые оптимистичные картины, которые должны были ждать местных жителей под крылом у Брюсселя. Рост экономики, внутреннего валового продукта (ВВП), всеобщее процветание и европейский уровень жизни - это только малая часть обещаний. "Чуда не случилось, и европейское процветание за 18 лет в Литву так и не пришло. Эта страна остается одной из беднейших в Евросоюзе и замыкает почти все списки экономического или социального развития", - отмечает Baltnews.
Начать следует с того, что рост ВВП, о котором говорили до вступления в Евросоюз, все же есть, хоть и не такой большой, как ожидали. По итогам 2021 года внутренний валовый продукт Литвы составил $58,17 млрд, увеличившись в сопоставимых ценах на 5,1%. Согласно прогнозам МВФ, по итогам 2022 года ВВП балтийской страны должен составить $67,65 млрд. Впрочем, отчет Международного валютного фонда показывал, что и в 2021 году ВВП достигнет $62,63 млрд, однако рост оказался не столь значительным.
Важно отметить и наличие дотаций Евросоюза. 15 ноября 2021 года Европарламент и Совет ЕС согласовали бюджет экономического блока на 2021-2027 годы, и Литва в списке реципиентов стоит не на последнем месте. В 2022 году эта страна должна получить 2,43 млрд евро. При этом в бюджет организации литовцы внесут только 627,4 млн евро. Власти балтийской республики добились увеличения финансирования сферы здравоохранения, сельского хозяйства и миграции.
Дотации Евросоюза, безусловно, позволяют поддерживать экономику Литвы, однако у всего есть обратная сторона. Европейская интеграция обернулась сворачиванием целых отраслей экономики страны, причем деньги, выделяемые из фондов ЕС, позволяют только частично компенсировать потери.
Именно вступление Литвы в Евросоюз завершило процесс деиндустриализации Прибалтики. Брюссель принудил закрыть Игналинскую АЭС, которая на момент постройки считалась самой крупной в регионе. После этого Литва, а заодно и соседние республики, стали энергодефицитными.
Литва вынуждена импортировать электричество, причем в условиях последовательного разрыва экономических связей с Россией и Беларусью, покупать его в странах ЕС, из-за чего тарифы все выше. В марте 2022 года цена электроэнергии в этой стране составила 170,16 евро за МВт/ч, что выше на 62%, чем в феврале этого года.
Европейские квоты на рыболовство и ограничение рыболовецкого промысла в Балтийском море привели к тому, что рыболовный флот в странах Балтии практически распилен на металлолом. Большинство заводов и фабрик в Литве, которые выжили после рыночных реформ 1990-х годов, закрылись после 2004 года, так как не могли конкурировать с дешевым европейским импортом.
Завод по производству кинескопов Ekranas начал процедуру банкротства в 2006 году. Цеха сровняли с землей, а тысячи человек остались без рабочих мест. Текстильная фабрика "Алитус", которая некогда была ведущим предприятием легкой промышленности страны, тоже перестала существовать. Формально продолжил работу электротехнический завод "Эльфа", но существенно уменьшил объемы и был продан иностранцам. Сегодня он находится под управлением немецкой сети Hanning.
Процесс деиндустриализации продолжается и по сей день, но уже не по инициативе властей. Заводы закрываются по самым разным причинам. Например, 10 апреля 2022 года остановил работу литовский Lifosa (входит в группу "Еврохим") по производству фосфорных удобрений. На этот раз работе предприятия помешали антироссийские санкции, которые ввел Евросоюз.
Не лучше обстоят дела и с транзитом, хотя это отрасль когда-то приносила внушительные отчисления в бюджет страны. Выгодное географическое положение могло бы сделать из Литвы "транзитного гиганта". Увы, чуда не случились, а дотации ЕС не смогли компенсировать разрыв связей по идеологическим причинам с ближайшими соседями.
Даже порт в Клайпеде - самый универсальный, глубоководный и незамерзающий на Восточном побережье Балтийского моря - вскоре может оказаться никому не нужным. Да, начиная с 2010 года эта морская гавань вышла на стабильный грузооборот свыше 30 млн т, а с 2016 - более 40 млн т. Однако развитие транзитной инфраструктуры в Усть-Луге (Ленинградская область) и курс литовских властей, из-за которого рвутся отношения даже с выгодными партнерами, если они принадлежат к "нежелательным" странам, сделали свое дело.
По итогам 2021 года грузооборот порта в Клайпеде снизился на 5%, до 45,62 млн т. Но это только начало. Согласно прогнозам президента ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотаса Шилейки, в 2022 году грузооборот должен снизиться на треть из-за расторжения контракта "Литовских железных дорог" с "Беларуськалием".
На деле упадок может быть в несколько раз сильнее, ведь теперь санкции введены не только против белорусских компаний, но и против российских. Это тоже результат вхождения балтийской республики в ЕС, ведь не поддержать общеевропейские санкции Литва не может.
В итоге в балтийской стране на данный момент функционируют в основном карликовые предприятия, а крупные заводы и порты продолжают приходить в упадок. Не нужно обманываться и ростом ВВП, который можно занести в достижение страны за 18 лет членства в ЕС. Да, уровень внутреннего валового продукта вырос, но госдолг Литвы в процентном соотношении к ВВП повысился с 18,7% в 2004 году до 43% в 2021 году.
Экономически проект европейской интеграции провалился. Балтийская республика превратилась в зависимую страну, которая живет за счет дотаций из фондов ЕС.
Впрочем, успехов в социальной сфере после вступления в Евросоюз Литва тоже не добилась. В 2004 году население страны составляло 3,37 млн человек, а в 2021 году сократилось до 2,79 млн. Только за последние 10 лет Литва потеряла 7,9% своих жителей. За 2021 год рождаемость сократилась на 10%, а смертность выросла почти на четверть. Но несмотря на такие пугающие показатели, основную опасность для Литвы представляет не естественное вымирание, а миграция.
Даже в начале 2000-х из страны эмигрировало в среднем по 30 тыс. человек год. В середине десятилетия этот поток немного замедлился, как раз после вступления в ЕС, однако после кризиса 2008 года началась уже не просто миграция, а "массовая эвакуация".
В 2011 году из Литвы уехали 54 тыс. человек, в 2012 - 41 тыс., в 2013 - 39 тыс. За первую половину 2021 года из страны эмигрировало около 12 тыс. человек. Причем уезжают люди трудоспособного возраста. Согласно данным Центра миграционной информации Литвы, 70% эмигрантов - граждане от 15 до 44 лет. Это экономическое активное население отправляется поднимать экономику, но не балтийской республики, а Евросоюза.
"По истечении 18 лет в составе ЕС, уровень жизни в Литве не достиг показателей Швеции или Германии. Процветание и экономическая стабильность в балтийскую республику так и не пришли", - резюмирует Baltnews.
Источник: belta.by
В прошлом апреле стоимость соли в России выросла на 32% по сравнению с этим же месяцем годом ранее. Если в 2021 году килограмм поваренной соли стоил чуть менее 14 руб., то в апреле 2022-го — 18,3 рубля, следует из данных Росстата о розничной стоимости продукта.
Те, кто принимает решение о краже активов других стран, должны понимать, что это является нарушением международных правил.
Украинский президент Владимир Зеленский требует от стран Запада передать ВСУ такие вооружения, которые могли бы нанести удары по российской территории.
Глава Североатлантического альянса Йенс Столтенберг считает, что конфликт в Украине затянется и нужно готовиться к войне на истощение.
Латвийский Сейм принял законопроект, согласно которому памятник Освободителям Риги должен быть демонтирован до 15 ноября текущего года.
Военный суд подтвердил увольнение отказавшихся ехать на Украину росгвардейцев