Наряды для царской семьи от мастериц из Торжка. О секретах шитья драгоценными нитями

0

Жители и гости фестивального Витебска в этом году смогли увидеть рукотворное чудо: в город на Двине в День Союзного государства привезли работы золотошвей из Торжка. Уникальный промысел вышивки драгоценными нитями известен еще с XIII века, а парадные платья и костюмы, созданные здешними умелицами, веками носили члены царской семьи. Как возникают эти великолепные золотые и серебряные узоры? В поисках ответа наш корреспондент отправилась в Торжок.

 

Золото рук человеческих

Шитье драгоценными нитями – одно из древнейших видов искусства на тверской земле. Археологи утверждают, что золотом здесь вышивали уже вXIIIвеке. Но наибольшего расцвета этот промысел достиг вXVIII– началеXIXвеков. Тогда практически в каждом доме была своя мастерица, которая отшивала удивительной красоты полотна на продажу. Готовили девушки приданое и для себя, причем делать это начинали с8-9лет.

Одним из самых важных атрибутов свадебного сундучка любойновоторки(так с давних времен называют себя жители Торжка) была вышитая золотомсвадебная рукавичка. Именно благодаря этому элементу одежды девушка могла найти себе суженого. Ежегодно по осени в Торжке проходилиНикитские ярмарки невест. На них девушки приезжали в лучших нарядах, вставали в рядок и стыдливо прикрывали лицо рукавичкой. А молодые люди, чинно прогуливавшиеся со своими мамами, именно по узорам на этом предмете выбирали себе невесту. Ведь красота не вечна, она проходит, а мастерство остается.

 

Та самая рукавичка

 

Золотошвеи из Торжка были настолько популярны, что в1855году в связи с предстоящей коронациейАлександра IIони расшили костюмы для царской семьи, мундиры для свиты и платья для фрейлин императрицы. Восхищался их работами иАлександр Пушкин. В письме к своему другуПетру Вяземскомуклассик русской литературы просит:«Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».

Вес такого костюма мог достигать 16 килограммов

Когда вXIXвеке построили железную дорогу, соединившуюМосквуиСанкт-Петербург, она прошла в стороне отТоржка. Прежний тракт потерял свое значение, поэтому купцы все реже приезжали в город и не скупали в таком количестве работы местных мастериц. С годами их становится все меньше. Кто знает, дошел бы этот промысел до наших дней, если бы не предприимчивость местного дворянинаДмитрия Романова.

Он ездит по городу, собирает мастериц-надомниц и организовывает кустарный отдел. В1894году Романов получает первый заказ отМорского ведомствана отшиваниезнаков отличия. Именно этот год считается годом основания предприятия. Оно функционирует по сей день и является единственным в России, на котором ведется ручная вышивка в производственных масштабах. НаОАО «Торжокские золотошвеи»выпускается до5000наименований изделий в год, а местные мастерицы знают около200разных швов.

 

Не лыком шиты

Работы мастериц из Торжка вы определенно видели: они готовили костюмы для фильмов«Война и мир»,«Анна Каренина»,«Звезда пленительного счастья»и многих других. Но как же создается удивительной красоты узор?

 

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

Первым в дело вступает художник, который готовит в натуральную величину эскиз будущей работы. Затем технолог описывает, на каком этапе какой стежок применяется и во сколько раз должна быть сложена нить. Рисунок вручную скалывается шильцем на кальку, после чего, пропитанный керосиновым раствором, накладывается на материал вышивки. Только после этого мастерица приступает к работе. В руках у нее всегодва инструмента– шило и иголка с простой ниткой. Драгоценная же находится на специальной катушке –витейке.

 

Катушка только кажется маленькой. Весит она килограмм, а если размотать, длина ее составит 1 километр

 

Мастерица делает вслепую прокол под пяльцами. Шило, встречаясь с иголкой, выходит через этот прокол, выводя за собой обычную рабочую нить. Драгоценная перекидывается через шитье, а иголка опять уходит в тот же самый прокол. Получается петелька, которая прикрепляет золотую нить на лицевой поверхности. Такой способ, дошедший до нас из далекойВизантии, называется шитьем«вприкреп». Он позволяет не толькоэкономитьзолотный материал, но и – что более важно – вдваразаоблегчаетготовое изделие.

 

Есть у местных мастериц еще один секрет: чтобы придать вышивке объем, они используют специальную подложку. В древние времена для достижения 3D-эффекта использовали бересту, сейчас – картон или натуральную кожу, если изделие будет подвергаться влажной обработке.

Вот такая канитель

Выполняют заказы местные мастерицы и длясиловых структуриармии. Для соблюдения точности на металлическое клише накладывается специальный мягкий картон, бьется молотом – и из картона получается нужный трафарет. Есть у девушек даже поговорка:не умеешь шить золотом – бей молотом.

 

Трафарет отшивает мастерица-канительщица. Канитель – это металлическая проволока, свернутая в тугую спираль, полая внутри. Она тоже содержит драгоценный металл. Нарезается канитель на фрагменты нужной длины и поштучно протягивается на ниточку как бисер. Сразу понятно значение выражения «что ты тянешь канитель», которое служит синонимом кропотливого труда.

Вмузеепредприятия можно увидеть много уникальных работ. Среди них – дубликатПлащаницы, изготовленной дляСоловецкого монастыря.Шестьмастериц работали над ней в течениеполугода. Но выглядит Плащаница так, будто сделана одной рукой. При этом девушки, работающие в цеху, утверждают, что без труда смогут узнать каждый свой стежок. Он для них – какпочерк.

Трудятся на фабрике над обложками священных книг, отшивают предметы церковного обихода, реставрируют древние иконы и создают новые. Икона Николая Чудотворца – первая, отшитая в постсоветский период. Прежний патриарх Алексий II держал ее в руках и лично благословил мастериц на такую работу.

 

Залы музея в Торжке украшает вот такая необычная карта Беларуси

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.