Пора на выход

0

19 ноября в России начинаются продажи PlayStation 5, консоли нового поколения от Sony. Противостояние компаний в прошлом поколении закончилось, даже не начавшись, и Sony смогла продать в разы больше приставок, чемMicrosoft. В этот раз расклад сил гораздо интереснее, потому что у PlayStation с Xbox совершенно разное позиционирование.

В тени колосса

В новое поколение консолей Sony приходит с двумя версиями PlayStation 5: c дисководом и без. Эти версии отличаются лишь наличием привода и ценой (версия с дисководом на девять тысяч дороже), а все остальные характеристики у них абсолютно идентичны, как и внешний вид. И как раз внешний вид — одна из самых впечатляющих частей PS5 во всех смыслах. Компания полностью переосмыслила дизайн приставки и отошла от функциональности в пользу эмоциональности, сделав немало «рюшечек» просто для красоты. Такой подход сейчас редко встретишь, чаще производители пытаются, наоборот, «скрыть» свой продукт. Консоль будет выделяться на фоне остальной бытовой техники в любом интерьере и органично вписать ее, чтобы она осталась незаметной, не получится. Но оно и не нужно.

 

Еще она будет выделяться на общем фоне за счет размеров. Уже сотню раз говорено, какая PS5 большая и тяжелая даже в сравнении с Xbox Series X, который сопоставим по характеристикам, и вот это уже может стать проблемой, потому что найти подходящее место для нее не всегда получится. Да, Sony дала возможность поставить консоль и вертикально, и горизонтально — с помощью специальной ножки, но консоль высокая, поэтому лежа она влезет не в каждую нишу под телевизором. Так что ситуация, когда ради PS5 придется менять тумбу под телевизор, вполне реальна.

Сама консоль выглядит по меньшей мере вызывающе и привлекает внимание. Белые матовые пластины по бокам, в центре — черная глянцевая вставка, все это с подсветкой и кучей мелких деталей, вроде шагрени на внутренних сторонах панелей. Пока она доступна лишь в одном цветовом варианте. Проблема лишь в черном глянцевом пластике, который Sony старается вставить в каждую консоль. Эта панель покрывается царапинами и пылью в первые дни использования, а все попытки ее протереть приводят к появлению еще большего количества царапин.

Лучи надежды

Sony активно делилась характеристиками PS5 на протяжении всего года, и те, кому реально было интересно, что же там осталось от RDNA 2 и как реализована система охлаждения процессора, уже и так все знают. Если совсем кратко: здесь установлен кастомный восьмиядерный чип от AMD на архитектуре Zen 2 частотой до 3,4 гигагерц, видеокарта от AMD на архитектуре RDNA 2 с производительностью 10,3 терафлопса, оперативной памятью 16 гигабайт GDDR6 и пропускной способностью 448 гигабайт в секунду.

В теории игры могут работать в 4К при 120 кадрах в секунду, но в реальности таких значений не встретить: либо одно, либо другое. Чаще всего удается получить динамическое 4К при 30 кадрах в секунду с трассировкой лучей (технология, отслеживающая взаимодействие отдельных лучей света с поверхностью, позволяющая построить достоверные отражения и тени), либо 60 fps без подобных визуальных украшательств. Если еще снизить планку качества картинки, можно и 120 кадров получить, что уже демонстрируют новая Call of Duty и улучшенная версия Devil May Cry.

Вместе с PS5 Sony выдала для тестов один из своих телевизоров с пометкой Ready for PlayStation 5 — Sony XH90, что указывает на полную совместимость с консолями следующего поколения. Так, все порты имеют стандарт HDMI 2.1, могут выдавать контент в 4K при 120 fps, а также поддерживают VRR (переменная частота кадров, аналог G-Sync и Freesync, устраняющая вертикальные разрывы кадра и делающая картинку более плавной), ALLM (автоматический переход в режим с пониженной задержкой, у Sony XH90 она составляет 7,2 миллисекунды), динамический HDR и другие технологии, появившиеся с новым стандартом HDMI.

В сравнении с моделями 2018 и 2019 годов по схожей цене, разница в картинке не такая серьезная, даже если у телевизора нет HDMI 2.1. Со стороны Sony это одновременно и способ продвинуть свои панели, и упростить жизнь покупателям, потому что вопросы о том, какой телевизор подойдет к PS5, будут звучать еще долго. Разумеется, для работы консоли и всех названных выше технологий не нужен конкретный телевизор с припиской «готов к PlayStation 5», подойдет что угодно с HDMI 2.1. К тому же у стандарта есть обратная совместимость, так что устройство прекрасно заработает с более старым оборудованием. Однако новое поколение консолей станет для многих поводом обновить свои телевизоры, купленные пять, а то и больше лет назад, потому что даже поддержка HDR полностью меняет ощущения от картинки.

Но качество графики и количество кадров — лишь верхушка айсберга в случае с консолями нового поколения. Более мощное впечатление от использования PS5 оставляет SSD-накопитель со скоростью чтения 5,5 гигабайта в секунду. Сравнивать с PS4 тут вообще нет смысла, потому что там скорость была 50-100 мегабайт в секунду, из-за чего игры могли грузиться по несколько минут. Здесь же запуск консоли происходит за 20 секунд (именно запуск, а не вывод из спящего режима), запуск игры занимает еще 15, а загрузок внутри самой игры будто и нет вовсе.

Использование такого накопителя открыло возможность и для других, более любопытных решений. Так, для многих игр есть отдельная вкладка «Активности», которая позволяет моментально запустить игру с определенной точки. Например, можно перепройти отдельную миссию для получения достижения или допройти незаконченный уровень. Однако пока слишком мало примеров, чтобы в полной мере оценить влияние, которое окажет переход на быстрый SSD в этом поколении консолей. Можно лишь рассуждать о том, что игры избавятся от всех тех узких коридоров и затяжных поездок в лифтах, которые создавались исключительно для подгрузки локации, быстрое перемещение будет по-настоящему быстрым, а перед разработчиками откроется больше способов разнообразить геймплей, как в Ratchet & Clank: Rift Apart с моментальным перемещением между параллельными мирами.

Но SSD в PS5 всего на 825 гигабайт, чего катастрофически мало в условиях, когда большая игра с открытым миром может весить 100 гигабайт, а Call of Duty со всеми обновлениями — вообще под 250. А если учесть место, которое занимают системные файлы, игроку доступно около 660 гигабайт, чего с трудом хватит и на десяток игр. На данный момент это пространство можно расширить лишь внешним USB-накопителем, с которого позволят запускать исключительно игры для PlayStation 4. Еще в консоли предусмотрено место для классического M.2 NVMe SSD от сторонних производителей, однако сейчас порт отключен, и даже если туда поставить накопитель, ничего не произойдет.

Винтовка в руках

Ощущение следующего поколения дает и новый геймпад DualSense. У него два ключевых отличия от прошлых геймпадов Sony: адаптивные курки и тактильная обратная связь. Первая создает усиление на триггерах, имитирующих взаимодействие с предметами. Здесь проще описать на примерах: в Horizon Forbidden West игрок будет чувствовать натяжение тетивы лука, в Gran Turismo 7 будет имитация нажатия педали газа, в Call of Duty триггер дергается в такт стрельбе из винтовки, а в NBA 2K21 нажатие становится более тугим по мере усталости баскетболиста. Для каких-то одиночных проектов и казуальных игр эта технология работает отлично и реально добавляет новый способ взаимодействия с игрой, но в соревновательных режимах это только мешает, так что в той же Call of Duty это лучше отключить.

Вторая особенность — тактильная обратная связь — тоже направлена на включение тактильных ощущений при игре. Чем-то это напоминает HD-rumble в джойконах Nintendo Switch и Taptic Engine в iPhone. Так, геймпад будет по-разному вибрировать в зависимости от поверхности, по которой двигается главный герой, определить направление, с которого по нему стреляют, или понять, по какой поверхности бьет сам герой.

Из других мелочей — акселерометр и гироскоп стали точнее, динамик чуть качественнее, но еще в геймпад встроено два микрофона. Благодаря системе шумоподавления он неплохо передает голос и его достаточно для общения с другими игроками, но это еще и новый способ управления. Пока есть один пример — Astroʼs Playroom, где в микрофон надо дуть, но этот случай скорее исключение, чем то, что будет встречаться в каждой второй игре.

Несмотря на все это есть большие сомнения, что в мультиплатформенных проектах будут поддерживать все функции DualSense. Даже в эксклюзивной для PlayStation Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales никак не задействованы адаптивные курки, хотя вариантов найти им применение была масса.

В остальном же геймпад вполне комфортный в использовании. По фотографиям кажется, что он гигантский, под стать самой PlayStation 5, но в реальности это не так — он немного больше DualShock 4. Форма теперь больше напоминает геймпад от Xbox, но с симметричным расположением стиков и кнопкой Create вместо Share (хотя ее назначение не изменилось). По сравнению с DualShock 4 вес немного увеличился, а время работы, несмотря на включение новых сенсоров и датчиков, осталось таким же: около восьми часов непрерывной игры. Интересно, появятся ли на рынке «профессиональные» версии геймпадов и сколько они будут стоить? И станет ли Sony выпускать накладку с дополнительными кнопками, как для DualShock 4?

До и после

Запуск PlayStation 5 можно назвать самым успешным в истории Sony по количеству доступных на старте игр. Тут есть и достойные эксклюзивы, которые не выглядят как технодемки, и несколько интересных проектов от сторонних издателей, адаптировавших свои игры под новое поколение, и почти вся библиотека PlayStation 4 по обратной совместимости.
Во что конкретно можно играть на старте?

Astro’s PlayRoom

С этой игры лучше начать свое знакомство с PS5. Она не отличается какой-то запредельной графикой или сюжетом, зато это интерактивная инструкция для новых обладатели консоли с тем, что умеет DualSense и как им пользоваться. Здесь демонстрируются возможности системы адаптивной отдачи, адаптивных курков, возможности микрофона и гироскопа для управления героем. Пока это одна из самых любопытных игр, если оценивать ее по уровню выдумки разработчиков и тому, какое количество неожиданных решений можно встретить в одном проекте на пару часов.

Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales

Дальше идет уже полноценная игра, демонстрирующая не возможности отдельных аксессуаров, а всю мощь PlayStation 5 — Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales. Это спин-офф к игре 2018 года, который не сильно связан с историей оригинала и дает лишь небольшую затравку перед сиквелом, который когда-то должен выйти. Соответственно, и проходится он недолго — на сюжетную кампанию с редкими переключениями на сторонние квесты она займет всего шесть часов. Но это все равно одна из лучших игр, когда-либо выходивших на старте поколения, и уж точно лучше всего того, что было на запуске PS4.

Leave A Reply

Your email address will not be published.