Яркие, скрытные и подвижные: почему российские олигархи просто обожают мегаяхты
Быть олигархом уже не так приятно, как раньше.
Не так давно неделю жизни российского миллиардера можно было бы провести между роскошной московской дачей, просторным особняком в Белгравии и залитой солнцем виллой в Монако.
Частные самолеты выполнят эту работу для дальних перелетов, Bentley и Ferrari будут ждать в пути для пробега Harrods.
Но ничто не сравнится с предпочтительным способом передвижения, идеальным сочетанием удобства, отдыха и роскоши: мега-яхтой.
За последние 20 лет российские деньги хлынули в эксклюзивную индустрию и финансировали все более декадентские суда.
Согласно отраслевому изданию Yachting Pages, 10 лучших роскошных судостроительных верфей в мире находятся либо в Италии, либо в Германии, либо в Нидерландах.
Эти плавучие особняки перешли из рук в руки за головокружительные суммы.
В 2004 году алюминиевый магнат Олег Дерипаска получил лодку стоимостью 50 миллионов фунтов стерлингов, построенную на верфи в Бремене.
Его судно длиной 232 фута в то время выглядело невероятно богатым, но вскоре будет выглядеть как прогулочный крейсер по сравнению с тем, что должно было появиться.
Яхта Романа Абрамовича стоимостью 300 миллионов фунтов стерлингов покинула свой завод в Гамбурге в 2010 году, тогда это была самая большая в мире яхта длиной 530 футов.
Расположенный на пяти уровнях и изобилующий бассейном, джакузи, посадочной площадкой для вертолета — и даже, если верить сообщениям, системой обнаружения ракет — «Затмение» — лодка мечты каждого злодея Бонда.
В 2015 году Алишер Усманов — промышленник узбекского происхождения, ставший одним из самых богатых людей России и инвестором двух футбольных клубов Премьер-лиги, — заплатил 610 миллионов фунтов стерлингов за Dilbar, самую большую яхту, когда-либо построенную на заказ.
У Игоря Сечина есть его 280-футовая Amore Vere и, как сообщается, Crescent за 450 миллионов фунтов стерлингов; у магната удобрений Андрея Мельниченко есть такая же дорогая парусная яхта А (построенная с помощью британской фирмы); Алексей Мордашов, член «самой богатой семьи» России, чья деловая карьера началась в Ньюкасл-апон-Тайн, владеет еще одним из крупнейших в мире — Nord.
Так в чем привлекательность?
Том Китинг, директор Центра исследований финансовых преступлений и безопасности Королевского института объединенных служб, сказал Metro.co.uk, что они предоставляют два бесценных товара: уединение и влияние.
Он сказал: «Очевидно, что эти люди ценят свою конфиденциальность, они ценят эксклюзивный образ жизни, и поэтому, конечно, мега-яхта отвечает многим требованиям.
«Это своего рода символ статуса и инструмент влияния.
«Если вы пригласите политиков — как это делали политики из Великобритании в прошлом — пойти и провести несколько дней или поужинать на этих яхтах на юге Франции, это очень эффективный инструмент».
Печально известный пример этого вращался вокруг Clio, вышеупомянутой лодки Олега Дерипаски.
В 2008 году Джордж Осборн, в то время теневой канцлер, и недавно назначенный комиссар ЕС по торговле от лейбористов Питер Мандельсон взобрались на борт, чтобы развлечься вечером.
Г-н Осборн был вынужден отрицать попытку получить пожертвование для Консервативной партии, когда подробности встречи были обнародованы.
Но при всем влиянии и спокойствии, которые они могут обеспечить, мега-яхты — это финансовые черные дыры.
Их стоимость может увеличиться после того, как будет установлено различное снаряжение, но цена текущего обслуживания астрономическая.
Расходы на персонал, портовые сборы и эксплуатационные расходы исчисляются десятками миллионов каждый год, но олигархов это не беспокоит.
Российские миллиардеры, первая группа которых заработала на скупке бывших государственных предприятий на аукционах, накопили огромное состояние после распада Советского Союза.
В 2021 году Forbes включил в свой список богатых 117 российских миллиардеров, что всего на 19 меньше, чем в Германии, несмотря на то, что ее экономика была в два с половиной раза меньше.
Но теперь этот класс миллиардеров стал изгоем на Западе.
Их призовые активы заморожены, не могут покинуть европейские гавани или быть проданы.
К ним относятся: «Любовь Веры» Сечина, задержанная недалеко от Марселя, и его «Полумесяц», пришвартованный на неопределенное время вдоль побережья из Барселоны; Парусная яхта Мельниченко «А» задержалась у Триеста; и Дильбар Усманова, застрявший в Гамбурге.
Лодка длиной 190 футов, принадлежащая неизвестному российскому миллиардеру, в настоящее время стоит в Кэнэри-Уорф .
Когда российские войска вошли в Украину, Абрамович поднял два своих призовых катера в Турцию (которая не ввела санкций, сославшись на свою роль в проведении мирных переговоров).
На момент написания статьи «Клио» Олега Дерипаски — судно, которое, как признался Осборн, посещал, — шло по горячим следам из мальдивского порта, где оно оставалось неподвижным в течение двух месяцев, вверх по Суэцкому каналу и в сторону Турции.
«Я не думаю, что они купили их, помня о том, что они могут быть подвергнуты санкциям», — сказал Китинг.
«Туда, куда ушли эти яхты, можно понять, какую политическую позицию занимают эти страны».
Несмотря на использование инструментов, которые скрывают владельцев, Китинг считает, что правительства хорошо справляются с идентификацией яхт.
Он сказал: «Обычно, если вы пытаетесь выяснить, кому принадлежит актив, вы беспокоитесь о подставных компаниях и подобных вещах.
«Есть еще одно измерение, когда дело доходит до судов, а именно то, что они не только принадлежат через сложную структуру, но и имеют флаг, под которым они плавают… который в какой-то степени контролирует, что вы можете и что не можете делать.
«Прямо сейчас, если бы вы были олигархом с яхтой, если бы вам довелось летать под британским или европейским флагом, вы, вероятно, как можно скорее перерегистрировались бы в другом месте».
Западные правительства пообещали сохранять санкции до тех пор, пока российские войска не покинут территорию Украины.
Разрозненный флот российской элиты, по всей вероятности, снова поплывет по Французской Ривьере.
Но пока мега-яхты, принадлежащие олигархам, будут оставаться беглецами в открытом море или мягко покачиваться в европейских гаванях как напоминания о недавней эпохе, когда говорили деньги, а правительства — нет.