Альтернативные инвестинг-проекты: «Фамильная музыка»

0

         Новейшие изменения в экономике, а также в обществе в целом не могут не влиять на сферы вложения финансовых средств, которые в настоящий момент оказываются в фокусе внимания инвесторов. Сегодня в структуру инвестиционных портфелей входят не только акции гигантов рынка, облигации, опционы и фьючерсы (намеренно не касаемся здесь криптовалюты и подобных направлений «спекулятивного» инвестирования для азартных игроков).

         Аналитика рынка инвестиций показывает уверенный прирост доли инвестиционных вложений в различные объекты интеллектуальной собственности, которым относятся, в частности, патенты на изобретения, лицензии на те или иные технологии, авторские права на произведения искусства —  в частности, на песни и инструментальные композиции. На последнем пункте остановимся более подробно.

         Тогда как инвестиции в научно — технические разработки, IT – технологии далеко не новы, и многие инвесторы зачастую активно ищут здесь возможности для выгодных вложений, то инвестиции в интеллектуальную собственность в сфере музыки (во всяком случае, для инвесторов постсоветского пространства) – дело достаточно непривычное.

         Если говорить о целенаправленном, системном инвестинге, то ему не более трех – четырех лет. И хотя подобного рода проекты пока не обрели широкой популярности, есть все основания утверждать, что их ждет многообещающее будущее. 

         Традиционно заработок на музыке ассоциируется с получением дохода самими музыкантами и их продюсерами от проведения живых концертов, выпуска дисков или синглов (альбомов) на цифровых площадках. Финансирование   таких проектов до недавнего времени осуществлялось, в основном, самими музыкальными коллективами, за счет средств их состоятельных поклонников — меценатов или через платформы краудфандинга. Активность же инвесторов в данном направлении была крайне низкой (не считая, возможно   некоторые западные страны – например, США, где вложения в музыку стали нормой значительно раньше, чем во всем мире). Однако в последние годы вложения в музыку уже ни на Западе, ни на Востоке не представляются какой-то невероятной экзотикой. И тому есть логичное объяснение: успешный опыт финансирования музыкальных проектов и сверхприбыли инвесторов красноречиво свидетельствуют о высокой перспективности такого инвестирования.

         Так, внушительных результатов добился   корейский музыкальный лейбл Big Hit Entertainment, выпустивший собственные акции по цене $135. Валовой доход от их продажи равнялся 963 млрд вон ($822 млн). Чистая прибыль от проекта составила 4,8 трлн вон ($4,1 млрд).  Пакет каждого из семи наиболее крупных инвесторов проекта включал 68 000 акций (или 1, 5% от общего числа выпущенных акций). В финале проекта чистая прибыль одного инвестора достигла $7,9 млн.

         Пришли к стабильному взаимодействию с инвесторами и стриминговые площадки.  Так, известный стриминговый сервис Spotify в 2018 г. разместил свои акции фондовой бирже (NYSE). В декабре того же года аналогичным образом поступил сервис Tencent Music. Итоговая капитализация в обоих случаях составила более $20 млрд.

         Целый пласт инвесторов предпочитает вкладывать средства в приобретение прав на роялти — финансовые отчисления обладателям авторских и смежных прав от использования произведения.   В течение 10 лет функционирует онлайн-платформа Royalty Exchange, которая специализируется на купле — продаже разнообразных видов роялти (причем музыкальные роялти занимают ключевую позицию).

         Открываются даже крупные инвестиционные фонды со специализацией на музыкальных роялти. Фонд Hipgnosis Songs Fund приобретает права на песни и каталоги песен. Владея правами на 13 тыс. музыкальных композиций, фонд получил выручку в размере около $81 млн. Руководители фонда подтверждают, что такой инвестинг выгоден, поскольку регулярную прибыль здесь можно получать в течение нескольких десятков лет.      

         Наиболее простой механизм инвестирования в музыку выглядит следующим образом: авторы произведения (изначально являющиеся его правообладателями) передают инвестору имущественные права на использование песни или инструментального трека по договору отчуждения (разумеется, за оговоренное вознаграждение). Новый правообладатель, в свою очередь, получает возможность распоряжаться музыкальным произведением по собственному усмотрению. Путей получения прибыли здесь два: перепродать имущественные права на произведение другому лицу (таким же образом, как первоначальный инвестор приобрел их у авторов) либо многократно «сдавать в аренду» — выдавать разрешение на использование произведения на условиях ограниченной лицензии.  Юридические нюансы таких договоров зависят от законодательства конкретной страны, но главная сущность сделки не меняется. 

      

         Перепродажа произведения, разумеется, осуществляется по значительно более высокой цене по отношению к первоначальной (цене приобретения). «Аренда» песни или, скажем, саундтрека к фильму обойдется «арендатору» намного дешевле, чем полная покупка прав, а правообладатель, соответственно, получит от такой сделки меньшую выгоду, чем если бы он произведение продал окончательно и бесповоротно (отчуждение приобретенных имущественных прав другому лицу). Однако, если ограниченная лицензия на использование произведения выдана 20 — 30 раз (а то и более!), то это может принести более весомую прибыль по сравнению со сделкой отчуждения (последнее будет оптимальным вариантом лишь в случае, когда покупатель предлагает цену, в несколько раз превышающую рыночную, и инвестор не видит   более интересных «каналов сбыта».

         Основными «арендаторами» музыкальных произведений могут выступить:

      1. Кинопродюсеры и режиссеры, телеканалы (использование песни, инструментальной композиции в качестве саундтрека к фильму, музыки к трейлеру, заставки к телепередаче)
      2. Театральные режиссеры и продюсеры
      3. Филармонии
      4. Производители рекламных роликов
      5. Организаторы крупных бизнес — событий, конференций, презентаций «под ключ»
      6. Кафе, рестораны, бары, торговые сети (фоновая музыка, караоке, репертуар «ресторанных» певцов)
      7. Владельцы бизнеса (аудиобрендинг)
      8. Профессиональные и начинающие исполнители
      9. Политические и общественные объединения, некоммерческие организации (использование музыки на агитационных мероприятиях)
      10. Блогеры, владельцы Ютуб — каналов
      11. Стриминговые сервисы с платным прослушиванием / скачиванием

         Даже для неискушенных в кинобизнесе людей давно не является секретом, что яркий, неординарный. запоминающийся саундтрек в огромной степени влияет на итоговый коммерческий успех фильма. Режиссеры и кинопродюсеры зачастую прибегают к такому приему, как покупка прав на использование в фильме композиции, уже обладающей на момент создания фильма мировой известностью. Вероятно, в творческом отношении это наиболее простой метод, но с финансовой стороны – мягко говоря, затратный. Получить права на легальное использование мирового хита, скажем, за 10 000 долларов —  практически нереально. Сумма, которую запросит правообладатель, скорее всего, будет на порядок выше. А за что именно, собственно, киношники готовы платить? За всемирную известность мелодии? Не факт, что только за это. Допустим, западные хиты 70-х годов прошлого века в понимании современного молодого зрителя нередко ранжируются им как малоизвестные произведения. Молодежи просто ближе совсем другой пласт музыки. А чтобы хит в ее понимании стал хитом, с композицией нужно, как минимум, ознакомиться. Продюсер зачастую платит за интересную, нетривиальную музыку, которая своим долгим существованием в культурном пространстве доказала собственную ценность.  Ход рассуждения звучит примерно так: «Если песня или инструментальная композиция когда-то, в свое время, сумела завоевать внимание многомиллионной аудитории, — значит, она бьет в самую точку. А с композицией подобного уровня фильму автоматически гарантирован отличный кассовый сбор».

         Резюме: «акулы» кинобизнеса на самом ищут, прежде всего, «бронебойную» музыку.  Да, фактор известности играет определенную роль, но он вступает в жесткую конкуренцию с финансовым фактором. Последний становится порой настоящим «камнем преткновения». Следовательно, правообладатель действительно фантастических, выбивающихся из общего ряда, «въедающихся в слух» композиций имеет все шансы предложить их в кино. Важно, чтобы песня или инструментальная композиция была действительно безупречной с точки зрения профессионализма автора (в техническом отношении тоже, это в сфере кино немаловажно), а также являла собой свежий творческий подход и нешаблонный композиторский почерк. Отлично, если в саундтреке невооруженным взглядом просматривается мощь будущего кинохита. Реальная стоимость покупки композиции подобного рода- 70-120 тыс. руб., реальная стоимость продажи — 700 тыс.- 1 млн. руб.

         Возникает резонный вопрос: для чего нужно приобретать права на композицию предпринимателю, чтобы потом перепродать их кинопродюсеру? Разве последний сам не может купить (или заказать) трек у того же самого композитора? Попробуем разобраться.

         Композиторов, предлагающих кинокомпаниям свою музыку, — великое множество. Почтовые ящики студий настолько забиты предложениями от музыкантов разного калибра, что едва ли не каждое второе письмо рискует попасть в спам. Дело в том, что на киностудии обращаются композиторы абсолютно разного профессионального уровня. Среди них есть и авторы, которые не знают даже основ нотной грамоты. Современная компьютерная техника позволяет создавать нечто, похожее на музыку, каждому школьнику. Безусловно, есть и грамотные, и талантливые композиторы, но с низкой технической обработкой трека. Это становится ясно с первых секунд прослушивания, и песня (композиция) отправляется в корзину.  По причине обилия «музыкального мусора» маститые режиссеры и продюсеры довольно редко практикуют поиск музыки для кинопроектов через «холодный» рынок и стараются поддерживать связь со «своими», проверенными композиторами. Не факт, что «свои» более талантливы, чем «чужие».

         Состоявшийся предприниматель легко налаживает нужные связи через нетворкинг и приглашенных мастеров продаж творческого продукта.  Конечно, это также требует определенных вложений, но порой- только на первоначальном этапе, и они с лихвой окупаются.

         Другие каналы сбыта, возможно, не сулят столь крупных одноразовых сделок, но и они могут успешно конкурировать по общему уровню доходности с киноиндустрией. Однократное звучание трека в передаче на федеральном радио принесет правообладателю не менее 25-30 тыс. руб. Если передача выходит в эфир ежемесячно, это 270 — 360 тыс. руб. в год.

         Не забываем, что ни один из «арендаторов» музыкальной композиции не становится монополистом на ее применение. Следовательно, правообладатель может получать доход и из трех, и из четырех, и из двадцати источников одновременно. Причем с ростом «узнаваемости» песни или инструментальной композиции цена ее «аренды» растет в геометрической прогрессии. Если вам крупно повезет и имя «открытого» вами композитора за год — два станет поистине «брендовым», то прибыль от инвестирования в музыкальный контент может достичь 1000% и выше.

         Инвестирование в права на музыку отличается от традиционного инвестирования, главным образом, тем.  что правообладателю на первых порах придется выбрать каналы ее продаж. Например, заключив договор с цифровыми площадками, инвестор может потерять право   использовать трек где-то еще. Все зависит от конкретного сервиса и предлагаемых им условий. Надежным методом минимизации рисков будет диверсификация инвестиционного портфеля.

         В отдельных случаях хорошо срабатывают даже локальные каналы продвижения. Реальный пример из практики-  когда владелец ресторана транслировал песни для посетителей, осуществляя таким образом их тестирование. А впоследствии самые удачные из них были замечены продюсерами и прозвучали в известном телесериале. Теперь инвестор, заключив договор, получает отчисления при каждом показе сериала по ТВ

(вне зависимости от телеканала, который его демонстрирует).

         Принадлежащую вам музыкальную композицию можно подарить члену семьи, другу, родственнику, оставить в наследство. Именно поэтому возник термин «фамильная музыка» — как достояние семьи. Индустрия «фамильной музыки» имеет все шансы занять одно из центральных мест в сегменте так называемых альтернативных инвестиций (к альтернативным инвестициям относят, в частности, вложения в антиквариат, предметы искусства, дорогие вина, эксклюзивные коллекции и т.д.

         Особенно актуализируются альтернативные формы инвестиционных вложений в кризисных и нестабильных экономических условиях по причине целого ряда неоспоримых преимуществ перед традиционными.          Действительно, возможности получения дохода в результате обладания правами на музыкальные произведения не зависят от положения на фондовых биржах, цены на нефть и газ, колебания курсов валют, локальных конфликтов и прочих факторов, моментально вызывающих колебания, например, курса акций на фондовых биржах. Со временем, по мере развития музыкального бренда, роста популярности автора, стоимость музыкальных активов только возрастает. Цена на музыку относительно хорошо прогнозируется, а рисками при в этой сфере довольно легко управлять. Многие инвесторы, не решаясь полностью сосредоточить внимание на данной сфере, охотно рассматривают ее как способ дополнения традиционного инвестиционного портфеля.

          В числе успешных инвесторов в музыкальные произведения – и начинающие бизнесмены, и знаменитые персоны из списка «Форбс». Сегодняшнее экономическое пространство демонстрирует высокую готовность к постепенному вытеснению стандартных методов инвестирования в пользу инновационных. Без сомнения, одно из первых мест здесь имеет все шансы занять «фамильная музыка».

Leave A Reply

Your email address will not be published.