Правила жизни Джуди Денч: главная героиня фильмов о Бонде
Меня до сих пор спрашивают,снималась ли я где-то еще, кроме фильмов о Бонде.
Вокруг не слишком-то много великих ролей для женщин.Взгляните на Шекспира: у него женских ролей совсем мало, и, считай, тебе очень повезло, если ты сыграла хоть одну. Но я сыграла множество, и я счастлива.
Я убеждена, что отношусь к тому абсолютному меньшинству,которое любит свою работу.
Лучшее в роли Джульетты — это та наносекунда,когда ты узнаешь, что тебе ее предложили.
Многие почему-то уверены,что я способна играть только властных угрюмых баб.
«Скайфолл» стал моим последним появлением в роли М.Но грущу ли я по этому поводу? Нет. Я реалистка и прекрасно понимаю, что работай я в настоящем MИ-6, они давно уже выперли бы меня на пенсию. Поэтому я просто красиво ушла.
В каком-то смысле меня создал Харви Вайнштейн(американский продюсер, пригласивший Денч на ее первую роль в кино. — Esquire), и я благодарна ему, как никому больше. Однажды я подошла к нему и сказала: «А я вытатуировала твое имя на заднице». Харви засмеялся, но было видно, что он смутился. А дальше был большой ужин, где собрались наши друзья. Перед самым началом я попросила свою гримершу написать мне на заднице «Харви», и вот, посередине ужина, я встаю и говорю: «Я на самом деле сделала это!» И показала ему. Никогда больше я не видела Харви таким смущенным, и, если честно, я сделаю все для того, чтобы он никогда об этом не забывал.
Во время войны мы жили в йоркшире.Нас было пятеро, и меня — самую маленькую — часто посылали отоваривать продуктовые карточки. Но мне было несложно донести до дома то, что тогда выдавали: например, одно яйцо и щепоть чая.
Когда мне было пять лет,на школьном утреннике я изображала улитку. Кажется, это была моя первая роль. На мне был коричневый костюмчик и трико, а отец смастерил для меня огромную раковину, с которой я и ползала взад-вперед по сцене. Помню, когда в зал вошли мои родители, я почему-то встала, а кто-то закричал мне: «Да сядь ты, сядь!» Это был мой первый критик.
С Майклом(актер Майкл Уильямс, бывший мужем Денч на протяжении 30 лет. — Esquire) нас познакомили общие друзья, и до самой его смерти мы были вместе. У него было отличное чувство юмора — кажется, главное, что должно быть у мужчины. Но знаете, что я думаю? Если бы мы тогда не поженились, мы все равно остались бы лучшими друзьями. Это ощущение, мне кажется, и есть секрет счастливого брака.
Мне очень легко оставаться вне конкуренции.В мире не так много женщин моего возраста, которые продолжают сниматься.
Недавно меня объявили национальной гордостью Британии —и знаете что? Я сразу почувствовала себя никчемной пыльной вещицей, стоящей на полке старого буфета.
Год назад я слушала по радио интервью одной женщины,которой исполнилось 105 лет. Когда они объявили ее, я ожидала услышать слабый дрожащий голос, но ее голос был твердым и прекрасным. Она сказала: «Я поняла одну вещь: с возрастом нельзя останавливаться. Я никогда не прекращала делать то, что делаю, потому что знаю, что у меня никогда уже не будет шанса вернуться к чему-то снова».
Каждый день я стараюсь узнавать что-то новоеи поэтому люблю все эти «Знаете ли вы, что». Вот вы знали, например, что Нострадамуса звали Мишель? Звучит дико, да?
Я все еще способна на что-то новое.Вот, например, это колено. Оно у меня действительно новое — титановое. Почему-то при ходьбе оно очень быстро нагревается, и если у меня мерзнут руки, я просто кладу их на колено — вот так.
Я живу в маленькой деревне на границе Кента, Суссекса и Суррея.Иногда меня навещает дочь с внуком, но чаще в этом старом доме я одна — со своей собакой, двумя кошками и чрезмерно активной золотой рыбкой, которая постоянно норовит выпрыгнуть из аквариума и в которую я дважды буквально вдувала жизнь. Его зовут Лазарь — ну, вы понимаете.
Я еще не простилась со сценой.Хочу сыграть афганскую женщину, которая учится ходить по канату, а в последнем действии превращается в дракона. Но только где она, эта пьеса?
Возможно, когда-нибудь я снова вернусь в театр —но уже как привидение. Это будет очень по‑шекспировски.
Актеры никогда не скажут,в какой паб ходят.
Звезда «Виктории и Абдула» и «Убийства в Восточном экспрессе» — об утрате зрения, птичьем гриппе, вреде безделия и о том, почему она не смотрела «007: СПЕКТР».
Джуди Денч исполнилось 85 лет, но об окончании карьеры не заикаются даже самые наглые журналисты. Этой осенью международным хитом стало «Убийство в Восточном экспрессе» с ее участием. А еще она только что получила очередную номинацию на «Золотой глобус» за главную роль в «Виктории и Абдуле» (в российском прокате — с 14 декабря). Актриса сыграла там королеву Викторию, которая внезапно для всех находит близкого друга в лице молодого слуги-индуса. Эта история до последнего времени была тайной. О загадочном индийце и его роли при дворе стало известно только в 2010 году из писем Виктории.
КиноПоиск встретился с леди Денч, чтобы обсудить с ней самые трудные роли, бондиану и особенности съемок в столь преклонном возрасте.
— 15 лет назад вы говорили, что влюблены вДжонни Деппа, а теперь вы играете королеву, влюбленную в молодого слугу.
— Я все еще влюблена в Джонни Деппа, он так горяч! А Али (партнер Джуди по «Виктории и Абдулу», 31-летнийАли Фазал—Прим. КиноПоиска) — чудесный молодой человек, очень нежный, умный, красивый, с прекрасным чувством юмора. Его ждет большое будущее. У нас была волшебная любовь. Вы посмотрите на него — как его можно не полюбить?
«Виктория и Абдул»
— Вас не удивила история отношений Виктории и Абдула?
— Очень удивила и очень порадовала. Я отлично понимаю, каково это, когда тебе уже 83 года, вся твоя жизнь расписана по минутам: в четыре часа — чай, в четыре тридцать — встреча, в четыре сорок пять — что-то еще. Нужно же как-то отдыхать от этого, правильно? И Виктории повезло найти человека, с которым она могла разговаривать, с которым ей было интересно. С детьми не удавалось, а с Абдулом — да. Это были очень сложные отношения. Она любила его, вроде как относилась как к сыну, но при этом была шокирована новостью о том, что он женат. И я прекрасно все это понимаю.
— Как вам кажется, это продлило ее жизнь?
— Я уверена в этом. Почему нет? Когда вас что-то увлекает, будоражит, восхищает, это дает вам энергию. Нет интереса — нет жизни. Если просто засесть в кресло и махнуть на все рукой, то где брать энергию, чтобы жить дальше?
— Ваша героиня очень одинока. Вам знакомо это чувство?
— Абсолютно. В январе этого года умер мой старший брат, так что я последний оставшийся в живых член семьи. А потом в течение года умерли еще семеро моих близких друзей.
«Виктория и Абдул»
— Что вам помогает пережить горе? Работа?
— Да, именно работа. Знаете, давным-давно в театре «Олд Вик» случилась эпидемия птичьего гриппа. Мы все ужасно заболели. Я тогда играла Офелию в «Гамлете» и рыдала прямо во время сцены — так мне было плохо. И после спектакля мой партнер сказал мне: «Если ты не можешь играть, не играй. Но зрители пришли сюда не для того, чтобы видеть тебя плачущей там, где ты не должна плакать». Никогда не забуду этого.
— Нередко скорбь по ушедшим близким заставляет людей замыкаться в себе. У вас не так?
— После смерти мужа я снялась в трех фильмах с перерывом в два-три дня. Сначала«Корабельные новости», затем«Айрис», потом досъемки в «Корабельных новостях» и«Как важно быть серьезным». И все это было очень-очень-очень правильно для меня. Потому что печаль и скорбь дают тебе особую энергию. Да, это не совсем та энергия, которую тебе хотелось бы получать, но ты все равно можешь ее переработать во что-то новое, использовать во благо. Не сублимировать, а именно использовать.
— Не секрет, что у вас в последнее время совсем ухудшилось зрение. Как вы справляетесь со сценариями?
— О, мне их читают. На самом деле я вчера смотрела наш фильм и практически ничего не видела. Сидела и думала: «Кажется, вон то светлое пятно — это я». Как-то так. С этим свыкаешься. Учишься приспосабливаться.
— Как вы выбираете свои роли? Чем руководствуетесь?
— Важно то, с кем я буду работать. Еще отличается ли эта роль от всего того, что я делала до этого. Будет ли мне интересно. Что было здорово в «Убийстве в Восточном экспрессе», например, так это то, что мне почти ничего не приходилось делать. От меня требовалось пить чай сОливией Колмани двумя милыми собаками. А, ну и еще носить огромное количество украшений. Я подумала, что с этим-то я точно справлюсь, и согласилась. Просто сидела в поезде.
«Убийство в Восточном экспрессе»
— «Восточный экспресс» был еще и поводом поработать снова сКеннетом Браной? Вы же сделали много фильмов вместе.
— Разумеется, это была одна из причин. «Убийство» стало нашей десятой картиной. К слову, однажды я была режиссером Кеннета, а не он моим. Это был фильм«Оглянись во гневе». Было так весело! Но и на этот раз мы прекрасно провели время все вместе: я, много украшений, две собаки, Оливия Колман и… Джонни Депп.
— Были ли в вашей карьере роли, которые дались вам особенно тяжело?
— Да, таких много было. На самом деле сложных ролей у меня было гораздо больше, чем простых. Пытаюсь вспомнить хоть одну роль, что далась мне легко, и ничего не приходит на ум! Многие мои фильмы мне так тяжело дались, что я до сих пор их не видела.
— Это осознанное решение?
— Абсолютно. Кино — это ведь не театр. В театре ты можешь отыграть спектакль и подумать: «Что-то эта часть мне сегодня не очень удалась, но завтра постараюсь лучше». Есть шанс что-то исправить. С кино так не получится. Например, в «Виктории и Абдуле» несколько сцен я сейчас сыграла бы совершенно иначе, но теперь уже поздно, ничего не изменишь. Так что предпочитаю смотреть свои фильмы спустя какое-то время, когда уже все забывается.
— А«007: СПЕКТР»видели?
— Нет, пока нет. Но когда-нибудь посмотрю. Хороший фильм? Надеюсь, это так. Все-таки восьмой «Бонд» в моей карьере.
Джуди Денч и Дэниэл Крэйг в фильме «007: Координаты «Скайфолл»»
— Каково это — сняться в восьми фильмах франшизы? Вам понравилось, как развивался ваш персонаж?
— Я надеюсь, что развитие было. Оно точно было на бумаге, в сценарии. Изначально я ничего не знала об М, мне просто прислали сценарий«Золотого глаза», и муж умолял меня согласиться. Он хотел хвастаться, что живет с «женщиной Бонда». Все это было очень весело и дает мне определенную власть во время общения с внуками: «Да-да, это я». А моя дочь во время съемок «Золотого глаза» встретилаПирса Броснана— я никогда в жизни не видела у нее такой реакции. Правда, она была еще очень молода.
— Правильно будет предположить, что вы не очень любите смотреть на себя на экране?
— Скорее я бы назвала это болезненным. Никогда не получала от этого удовольствия. У меня появляется такое чувство безысходности: выбор сделан и изменить уже ничего нельзя.
— Но, с другой стороны, любовь зрителей, эмоциональная отдача… Неужели это вас не трогает?
— А откуда мне знать реакцию зрителей? Может, они думают: «Так себе фильмец». Или: «Я ожидал большего».
Джуди Денч на съемках фильма «Виктория и Абдул»
— Удивительно, со стороны-то складывается впечатление, что вас обожают практически все. Британцы называют вас национальным достоянием.
— Ой нет, даже не начинайте! Прополощите рот и никогда больше не произносите это вслух!