Ореховый Спас
В Русской православной церкви в понедельник вспоминают принесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Другое название праздника – Ореховый, или Хлебный Спас.
В этот день по народной традиции полагалось освящать урожай зерна или орехи – чтобы тот пошел людям на пользу. Ранее летом в Церкви встречали другие «урожайные» праздники, или «Спасы», то есть торжества, посвященные Спасителю – Иисусу Христу.
Так, 14 августа прошел Медовый Спас. Церковное название праздника – Изнесение честных древ животворящего Креста Господня. Он посвящен традиции, когда в Константинополе выносили из храма Святой Софии частицы креста, на котором был распят Спаситель.
Чуть позже, 19 августа в Церкви встретили Яблочный Спас. Праздник Преображения Господня, который отсылает к евангельскому событию, когда Иисус Христос преобразился на глазах у апостолов – от него начал исходить небесный свет.
Третий «Спас» — Ореховый или хлебный – народное название церковного праздника Перенесения нерукотворного образа Христова из Эдессы в Константинополь. Согласно преданию, царь Эдессы Авгарь был болен и послал к Спасителю художника, чтобы тот сделал Его портрет. Правитель надеялся через изображение Иисуса исцелиться. По преданию, Христос вытер лицо тканью, на которой отпечатался Его лик, и отправил плат в Эдессу. Авгарь вскоре исцелился.
Именно это изображение в дальнейшем легло в основу иконографического типа «Спас нерукотворный». В 944-м эту ткань с ликом Спасителя перевезли из Эдессы в Константинополь, что и вспоминает сегодня Церковь. Позже, в средние века, плат был утерян.
«Почитание в Церкви нерукотворного образа Спасителя связано с догматом о том, что воплотившийся Сын Божий стал истинным человеком, оставаясь истинным Богом, что его человечество было реальным и не бестелесным. Он был во всем подобен нам, кроме греха. Отсюда же вытекает важнейший догмат об иконопочитании – «изобразимости» воплотившегося Сына Божия и о том, что честь, которую мы воздаем этим священным изображениям, возводит нас к первообразу – то есть к тому, кто на них запечатлен чудесным образом, как Спас нерукотворный, или через иконы», — говорит глава учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов.
Вместе с тем он предостерег верующих от поклонения иконам. «Христиане поклоняются только Богу, а иконы чтут. В случае со Спасом Нерукотворным, христиане поклонялись не плату, веществу, а лику, который был на нем изображен. Можно сказать, что хронологически Спас Нерукотворный был первой иконой христианства. Надо только уточнить, что на протяжении нескольких веков убрус был сокрыт», — заключил протоиерей.
В народе Ореховый Спас также означал окончание жатвы и озимого сева — с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками». И поговорки соответствующие были в народе: «Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко в гумне», «Третий Спас хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». Бытовали приметы: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса», «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно». В этот день пекли пироги и печенье из муки нового урожая.
ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ 29 АВГУСТА
Было принято очищать целебные источники от загрязнения, освещать колодцы.
Обязательно заготавливали на зиму орехи.
Нужно было испечь хлеб из нового урожая, а из орехов изготовить целебные настойки.
Во время ярмарок традиционно торговали холстами и полотнами.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ 29 АВГУСТА
В этот день запрещали использовать чужое полотенце.
Считали, что ходить в лес без специального оберега не стоит. Иначе можешь заблудиться.
Было не допустимо отказываться от работы – верили, что тогда больше способа заработать не представится.
Великим грехом считали, если в этот день человек наступит на хлебные крошки.
ПРИМЕТЫ НА 29 АВГУСТА
Если орехи в этом году уродились, то в следующем уродится зерно.
Хорошая погода в этот день сулит коротку зиму и раннюю весну.
Ночью звезды светят бледно – день будет ясным и сухим.