В космосе зафиксировано необычайно яркое высокоэнергетическое излучение

Телескоп Ферми и обсерватория Нила Герелса «Свифт» обнаружили необычайно яркое высокоэнергетическое излучение. Выводы наблюдений опубликованы на официальном сайте НАСА.

Астрономы всего мира очарованы необычайно ярким и продолжительным импульсом высокоэнергетического излучения, пронесшегося над Землей в воскресенье, 9 октября. Излучение произошло от гамма-всплеска (GRB) — самого мощного класса взрывов в мире. Вселенная – это одно из самых ярких известных событий.

В воскресенье утром по восточному времени волна рентгеновских и гамма-лучей прошла через Солнечную систему, вызвав срабатывание детекторов на борту космического гамма-телескопа НАСА «Ферми», обсерватории Нила Герелса «Свифт» и космического корабля «Ветер», а также других. Телескопы по всему миру обратились к этому месту, чтобы изучить последствия, и новые наблюдения продолжаются.

Сигнал, исходящий из созвездия Стрелец, путешествовал примерно 1,9 миллиарда лет. Астрономы считают, что это крик рождения новой черной дыры, образовавшейся в сердце массивной звезды, разрушающейся под собственным весом. В этих условиях зарождающаяся черная дыра приводит в движение мощные струи частиц, движущихся со скоростью, близкой к скорости света. Джеты пронзают звезду, испуская рентгеновские и гамма-лучи, устремляясь в космос.

Согласно предварительному анализу, телескоп большой площади Ферми обнаружил всплеск более 10 часов. Одной из причин яркости и продолжительности вспышки является то, что для гамма-всплеска она находится относительно близко к нам, но это также одна из самых энергичных и ярких вспышек, когда-либо наблюдаемых независимо от расстояния. Другого такого яркого гамма-всплеска может не появиться в ближайшие десятилетия.

Эта последовательность, построенная на основе данных большого телескопа Ферми, показывает небо в гамма-лучах с центром в месте расположения GRB 221009A. На каждом кадре показаны гамма-лучи с энергией более 100 миллионов электрон-вольт (МэВ), где более яркие цвета указывают на более сильный сигнал гамма-излучения. В общей сложности они представляют собой более 10 часов наблюдений. Свечение средней плоскости нашей галактики Млечный Путь выглядит как широкая диагональная полоса. Изображение имеет угол около 20 градусов.

Изображения, сделанные в видимом свете Ультрафиолетовым/оптическим телескопом Swift, показывают, как послесвечение GRB 221009A (обведено) исчезло в течение примерно 10 часов. Взрыв появился в созвездии Стрелец и произошел около 1,9 миллиарда лет назад. Размер изображения составляет около 4 угловых минут в поперечнике.

Астрономы считают, что GRB 221009A представляет собой рождение новой черной дыры, образовавшейся в сердце коллапсирующей звезды.Как показано здесь, черная дыра приводит в движение мощные струи частиц, движущихся со скоростью, близкой к скорости света.Джеты пронзают звезду, испуская рентгеновские и гамма-лучи, устремляясь в космос.

Ранее сотрудники Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики заметили новую вспышку черной дыры, располагающейся в 665 миллионах световых лет от Земли.