Обзор Млечного Пути от телескопа "Гея"

14 июня 2022 г. 16:15 Обзор Млечного Пути от телескопа "Гея"
Свои наблюдения "Гея" ведет, находясь от Земли на расстоянии более миллиона километров

Европейское космическое агентство опубликовало подробнейший "атлас" Млечного Пути, содержащий детальное описание почти 1,8 млрд звезд, расположенных в нашей галактике.

Новейшие данные, собранные и переданные на Землю космическим телескопом "Гея", позволили астрономам с беспрецедентной точностью не только вычислить массу и измерить температуру каждого из светил, но и рассчитать его возраст, примерный химический состав и другие основные параметры.

Попутно ученые обнаружили, что у поверхности звезд нередко происходят "звездотрясения", и описали их природу, а также составили практически исчерпывающий каталог двойных звездных систем, которых в составе Млечного Пути насчитали более 800 тысяч.

"Я бы назвал полученные данные тихой революцией, - говорит сотрудник Парижской обсерватории Фредерик Арену, один из научных руководителей проекта. - Ведь мы получили подробное описание сотен миллионов звезд, о котором раньше не могли даже мечтать".

Всегалактическую "перепись населения" аппарат ведет с января 2014 года. В арсенале обсерватории - всего три прибора: астрометр определяет космические координаты светил, фотометр замеряет интенсивность излучения, а допплеровский спектроскоп позволяет разложить лучи на составляющие и сделать вывод о химическом составе конкретной звезды и ее температуре.

Русская служба Би-би-си предлагает краткий обзор основных открытий последней редакции "млечного атласа" - самой полной, многомерной и наиболее точной из всех когда-либо составленных астрономами галактических карт - и объясняет их важность.

Потрясая звезды

Одно из самых неожиданных и громких открытий состоит в том, что "Гея" оказалась способна регистрировать "звездотрясения" (сейсмические вибрации на поверхности светил), хотя изначально такой задачи перед телескопом не ставилось.

Несколько лет назад астрономы уже описали так называемые радиальные колебания, которые периодически заставляют звезды то чуть набухать с одной стороны, то снова сжиматься - однако их общая шарообразная форма при этом сохраняется.

Теперь же в общей сложности (за восемь лет работы) обсерватория зафиксировала уже более тысячи экзотических "звездных потрясений" иной природы и совершенно несопоставимых масштабов. Эти сейсмические толчки настолько мощные, что от эпицентра по короне расходятся исполинские "цунами" вещества, изменяющие саму геометрию светила.

"Звездотрясение" - это неожиданное изменение формы звезды. Этот феномен значительно сложнее, чем уже знакомые нам пульсации, - объясняет Русской службе Би-би-си профессор Кейрол Манделл, возглавляющая в Университете Бата кафедру астрофизики, - Изучая "потрясения" тяжелых объектов - а именно нейтронных звезд и белых карликов, - мы сможем лучше понять, как ведет себя материя в условиях экстремального давления".

"Звездотрясения дают нам редкую возможность увидеть, что происходит "внутри" звезды, - соглашается Марийке Хаверкорн, профессор кафедры астрофизики Университета Неймегена в Нидерландах. - Сам феномен звездотрясений астрономы предсказывали давно, но благодаря "Гее" расчеты удалось подтвердить экспериментально, мы стали их намного чаще замечать",

"Кроме того, трясет, как выяснилось, даже звезды, где вроде бы, по нашим расчетам, это просто невозможно, - уверяет профессор. - А значит, в существующие теории и модели придется вносить какие-то изменения".

ДНК звезд

Вещество, из которого состоит та или иная звезда, может многое рассказать о ее истории.

Дело в том, что в результате Большого взрыва из элементарных частиц родились лишь два легчайших газа: гелий и водород. Из них и сформировались первые звезды. Более тяжелые химические элементы (в том числе и металлы) рождались уже в их недрах, в условиях огромной температуры и чудовищного давления.

Умирая, звезда выбрасывает остатки своего вещества, из которых формируются новые звезды, внутри которых рождаются еще более тяжелые элементы - и так далее.

Визуализация данных

ФОТО,ESA

Направление и порядок этой цепочки превращений ученым хорошо известен, так что химический состав небесных тел можно сравнить с их ДНК, поскольку несет важную информацию о их происхождении.

Проанализировав, из каких элементов состоит та или иная звезда, можно рассчитать, где и когда она вспыхнула и как оказалась там, где сейчас. А сопоставив данные множества звезд из разных уголков Млечного пути - получить довольно точное представление об истории и эволюции нашей галактики.

"Мы привыкли думать, что звезды - это что-то вечное, неизменное. А наша галактика - этакий звездный городок, и у астрономов давно есть точная и подробная карта этого города. Но это не так, - говорит Би-би-си преподаватель кафедры физики и астрономии Сассекского университета, профессор Даррен Баскилл. - На самом деле "Гея" - первый телескоп, технологии которого позволяют впервые нанести на карту наш уголок Вселенной. В виде дополнительного бонуса можно даже увидеть, как некоторые из звезд слегка различаются по яркости".

Двойные системы и астероиды

Важнейший раздел "млечного атласа" - два новых космических списка. Первый представляет собой самый большой и подробный из когда-либо составленных каталогов двойных звезд.

Их в нашей галактике насчитали уже примерно 813 тысяч, рассчитав для каждой звездной пары массу и смоделировав эволюцию системы.

Второй "космический каталог" перечисляет и классифицирует астероиды и другие космические тела, бороздящие просторы Млечного Пути - таких астрономам известно уже 156 тысяч.

Таким образом, за свой недолгий век "Гея" уже совершила в этой области больше открытий, чем до запуска обсерватории было сделано в общей сложности за два столетия.

Источник: bbc.com

Новости по темам:
исследования космос
Другие материалы рубрики "Природа"

На этой неделе, 5 июля, Марс переходит в знак Тельца, что означает упрямство

Землетрясение магнитудой 6,0 произошло на юге Ирана.

В субботу 2 июля будет переменная облачность. Днем по западу пройдут кратковременные дожди, местами грозы

В результате обстрела ВСУ Белгорода есть убитые и раненые среди жителей, разрушены дома Три человека погибли, еще четверо, в том числе ребенок, пострадали после серии громких хлопков в Белгороде, сообщил губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков
Триллион евро: в такую сумму оценили отказ Германии от российского газа Германия постепенно приближается к кризисной ситуации в экономике, а отказ от российского газа обойдется ей в триллион евро.
Кадыров заявил об освобождении Лисичанска Глава Чечни Кадыров заявил, что союзные войска находятся в центре Лисичанска
Как воюет полк Калиновского на Украине Президент Беларуси Александр Лукашенко, рассказал, как полк Калиновского воевал на Украине
Гигин: Польша и страны Балтии ненавидят друг друга, но их на время объединила русофобия Польша и страны Балтии в действительности ненавидят друг друга, но их на время объединила русофобия.

Перцов: День Независимости - святой праздник Белорусам была уготована совершенно другая участь, поэтому День Независимости для страны и ее граждан - святой праздник.
Костевич: День Независимости - день памяти и гордости всех белорусов День Независимости - день памяти и гордости всех белорусов, заявила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.
"Сила белорусов в правде, единстве и патриотизме". Лукашенко поздравил соотечественников с Днем Независимости Глава государства Александр Лукашенко поздравил соотечественников с Днем Независимости Республики Беларусь.
Здравницы и фестивали: Петришенко рассказал, почему иностранцам интересно посещать Беларусь Заместитель премьер-министра Игорь Петришенко в программе "Вопрос номер один" на телеканале <a rel="nofollow" target="_blank" href="https://www.
Лукашенко: США хотят доминировать, а тех, кто поднимет голову, они будут бомбить На международной арене появились новые сильные игроки, и они не согласны с однополярным устройством мира. На это Президент Беларуси Александр Лукашенко обратил внимание 2 июля на торжественном собрании по случаю Дня Независимости.

Промокод на скидку 20% на онлайн-курс по ретуши в онлайн-школе irs.academy от портала Мобайл Бизнес Как воспользоваться промокодом? Достаточно устно по телефону назвать данный промокод сотрудникам онлайн-школы irs.academy или указать данный промокод при отправке заявки с сайта irs.academy
Один из крупнейших криптовалютных хедж-фондов объявил о банкротстве Криптовалютный рынок продолжает лихорадить, в связи с чем у его участников начались проблемы. Один из крупнейших в мире криптовалютных хедж-фондов Three Arrows Capital (3AC) подал в пятницу в Южном округе Нью-Йорка заявление о банкротстве в соответствии с главой 15 Кодекса США о банкротстве, сообщил Bloomberg. До этого в сети несколько недель ходили слухи о его неплатежеспособности.
В Турции раскритиковали новую рекламную кампанию Zara Основной причиной критики стало неуважение к хлебу – дело в том, что обувь популярного испанского бренда стоит на фотографиях прямо на хлебе!
Как увеличить шансы найти работу Рекрутер и карьерный консультант рассказал, что при поиске работы
Из России ушёл Thales — поставщик HSM-модулей, которые отвечают за защиту транзакций в банкоматах Международная компания Thales Group со штаб-квартирой в Париже (Франция), специализирующаяся на создании аппаратных решений для обеспечения защиты банковских транзакций и пользовательских данных, объявила об уходе с российского рынка. Об этом сообщил ресурс Forbes.

Надаль разгромил Сонего и вышел в 1/8 финала «Уимблдона» Испанец Рафаэль Надаль вышел в 1/8 финала Уимблдонского турнира, проходящего на травяных кортах Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета.
Циципас уступил Кирьосу в 3-м круге «Уимблдона»-2022 Пятая ракетка мира Стефанос Циципас не смог выйти в 1/8 финала Открытого чемпионата Великобритании по теннису.
Первая ракетка мира Свентек проиграла в третьем круге «Уимблдона» Первая ракетка мира Ига Свёнтек не сумела пробиться в 1/8 финала Открытого чемпионата Великобритании по теннису.
Белорусский дуэт занял пятое место на этапе чемпионата России по пляжному волейболу Белорусы Александр Дедков и Павел Петрушко заняли пятое место на этапе чемпионата России по пляжному волейболу, который прошел в Калининградской области в пресс-службе ВК "Минск".
Олег Знарок — новый главный тренер «АК Барса» Казанский «Ак Барс» на официальном сайте объявил о назначении Олега Знарока на должность главного тренера клуба.

Новый Mercedes-AMG C 43 2022 года Заслуживает ли уменьшенный спортивный универсал Mercedes-AMG C 43 носить значок AMG
Drako Motors представила 2000-сильный электрический кроссовер Dragon Итальянско-американская компания Drako Motors, представившая ранее 1200-сильный электрический седан GTE, решила напомнить о себе и анонсировала новый гиперкар — кроссовер Dragon, способный развивать мощность 2000 л.с.
Электрический пикап Chevrolet Silverado EV показался на испытаниях Корпорация General Motors обещает начать поставки электрических пикапов Chevrolet Silverado EV только осенью следующего года, что не помешало ей представить эту модель в январе текущего. Глава компании уже продемонстрировала прототип пикапа на испытательном полигоне в коротком видеоролике, подтвердив тем самым прогресс в подготовке к началу серийного производства электромобиля востребованного в США формата.
Новый Hyundai Ioniq 6 2022 года представляет собой элегантный полностью электрический седан В дополнение к своим растущим предложениям полностью электрических автомобилей Citroen представил новую модель, призванную объединить практичный и доступный для всей семьи
Качество автомобилей упало на 11 %, а больше всего проблем наблюдается у электромобилей Дефицит чипов и проблемы в цепочках поставок отразились не только на ценах автомобилей, но и на их качестве. Согласно опубликованному на этой неделе JD Power исследованию Initial Quality Study, посвящённому уровню автомобилей 2022 модельного года, качество новых автомобилей упало на 11 % по сравнению с прошлым годом, что является самым резким снижением этого показателя за всю историю исследований компании.

Задержка Казахстаном работ на ракетном комплексе «Байтерек» на год отодвинет первый пуск РН «Союз-5» Во вторник представитель Казахстана сообщил, что сроки работ по модернизации космодрома Байконур по проекту «Байтерек» сдвинулись. Это потянет за собой перенос первого запуска новой перспективной ракеты-носителя «Союз-5», изготовление лётного образца которой завершится в 2023 году. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин допустил, что тем самым первый пуск «Союз-5» может состояться на год позже запланированного.
Китай построит новый плавучий космодром для запуска ракет на жидком топливе Незавидная судьба «Морского старта» не означает, что плавучие космодромы не нужны или экономически нецелесообразны. Растущее число космических пусков в Китае требует расширения стартовой инфраструктуры и плавучие платформы готовы быстро удовлетворить эту потребность. Тем более космодромы морского базирования — это готовые площадки для посадок многоразовых ступеней ракет.
НАСА направит рой плавающих роботов для изучения подледного океана Европы Инженер НАСА Итан Шалер создаст рой роботов для изучения океанов на Европе и Энцеладе
В США хотят вывести бактерии для экологически чистой добычи редкоземельных элементов Наличие в США источников редкоземельных элементов не противоречит тому, что в стране отсутствуют заводы по отделению и очистке этого сырья. Это очень грязное производство, которое поручили другим странам, например, Китаю. И если подобное разделение труда оправдано экологически и экономически, то стратегически США оказались в сложном положении. Редкоземельное сырьё критически важно для оборонного сектора, а внутреннего источника нет. Поэтому США ищут варианты.
Израиль создаст «Киберкупол» для защиты от всех видов сетевых атак На днях новый глава Национального киберуправления Израиля (INCD) Габи Портной (Gaby Portnoy) заявил, что Израиль создаст национальную систему защиту от сетевых атак. Система «Киберкупол» по аналогии с ПВО «Железный купол» обеспечит стране защиту от атак враждебных стран, организаций и отдельных людей.

Туроператоры увеличивают число рейсов в Египет: названы российские города, откуда полетят самолёты в Хургаду Программы полётов на египетский курорт Хургада дополнят региональными маршрутами. Авиакомпания IFly с 31 июля планирует запустить рейсы из Уфы, также заявлены вылеты из Самары - с 24 июля и Казани - с 28 июля. Рейсы будут исключительно под турпакеты - все места будут занимать туристы TEZ Tour и, ориентировочно, FUN&amp;SUN (бывший TUI Россия).
Бюджетные направления для отдыха в России Города России, куда билеты на самолет или поезд стоят недорого
В Таиланде изменили правила въезда для туристов Власти Таиланда приняли решение отменить необходимость использования туристами системы Thailand Pass
В Анталию начинаются рейсы еще из одного московского аэропорта Турецкий лоукостер Corendon Airlines начал выполнять прямые рейсы из международного подмосковного аэропорта Жуковский в курортный город Анталию. Соответствующее заявление на этой неделе сделал авиаперевозчик.
В какие страны туристы могут путешествовать на круизах: приведён полный список Летние морские круизы со стартом из Турции, зимние круизы в Персидском заливе, а также некоторые европейские программы - таковы маршруты морских круизов, которые сейчас доступны и востребованы у российских туристов. Как рассказали эксперты, хотя на данный момент из-за санкций для российского туриста недоступна часть стартовых точек круизов в Европе и Америке, а также некоторые компании ввели «особые условия бронирования» для российских туристов, то есть по факту не допускают их на борт, доступные предложения ещё есть - и спросом пользуются.

Иностранные инвестиции в недвижимость Греции вернулись к рекордным объёмам 2019 года В первом квартале 2022 года иностранцы вложили в недвижимость современной Эллады €374 млн.
Цены на жильё в Испании во втором квартале продолжили расти Во втором квартале средняя цена вторичного жилья в Испании увеличилась на 3,3% в годовом исчислении и составила €1 880 за кв.м.
В Финляндии ужесточат условия выдачи ипотечных кредитов Совет Управления финансового надзора Финляндии (Fiva) даёт указание кредиторам предоставлять ипотеку в первую очередь заявителям, чьи общие расходы на обслуживание долга, по оценкам, остаются ниже 60% их чистого дохода.

Кокетливые, наивные, нелепые: тренды семидесятых снова на пике популярности Они вернулись 50 лет спустя, напоминая об эпохе хиппи, свободы и музыкальных фестивалей
Лунный календарь красоты на июль-2022 В первую половину июля стоит быть очень осторожными: этот период считается напряженным, травма- и пожароопасным. Лучше избегать мест большого скопления людей, не вестись на провокации, стараться не выяснять отношения и быть предельно внимательными за рулем. Про опасные виды спорта тоже стоит забыть на время. Зато второй месяц лета идеально подходит для ухода за собой.
Как женщине с пышными формами выбрать шорты Стилистка Чичи (фамилия неизвестна) перечислила главные ошибки, которые допускают обладательницы пышных форм при выборе шортов
Выбор образа на свидание Женский коуч Паулина Коннор раскрыла пять распространенных ошибок при выборе образа на свидание
Россиянка стала содержанкой и раскрыла разочаровавшие ее подробности отношений Содержанка из Москвы Татьяна разочаровалась в спонсоре из-за его проблем с алкоголем

Безруков: в Беларуси мне хорошо, всегда теплый прием В Беларуси мне хорошо, всегда теплый прием.
Алла Пугачева улетела из Израиля Сейчас Примадонна находится в Юрмале
Вячеслав Гришечкин заподозрил молодую невесту в измене Свадьба 60-летнего актера под угрозой отмены
Разин проклял Борисову за слова о смерти Шатунова Дана Борисова опубликовала переписку с проклятиями Разина после смерти Шатунова

Как помочь упавшему в обморок человеку Врач Михаил Коневский назвал способы помочь упавшему в обморок человеку
В России за истекшие сутки на 2 июля выявили 3 285 новых случаев COVID-19, умер от коронавируса 51 человек Всего в стране с начала эпидемии подтвердили 18 436 679 случаев COVID-19
ВОЗ оценила риски появления оспы обезьян в России Риск появления оспы обезьян в европейском регионе высок из-за вспышки в нескольких новых странах.
Болезни, которые мы получаем через рукопожатие Некоторые инфекции и вирусы смертельно опасны
Вся правда о липосакции: методы, подготовка, возможные осложнения Пластический хирург Алексей Маяков — о плюсах и минусах популярной операции

Акула напала на женщину на египетском курорте в Хургаде На популярном курорте в Хургаде (Египет) в районе Сахль Хашиш акула напала в море на женщину.
Задержан минчанин, напавший с ножом на незнакомца Сотрудники милиции задержали мужчину, ударившего ножом минчанина
Молодая женщина в Могилеве организовала порностудию В Могилеве ликвидировали порностудию
В Турции в аварию попал автобус с 29 туристами из России На юго-западе Турции произошла авария с участием автобуса, перевозившего туристов из России.
В Полоцке из окна пятого этажа выпал ребенок В Полоцке из окна пятого этажа выпал ребенок, следователи проводят проверку со ссылкой на Следственный комитет.

Хотите купить недвижимость на линии Елизаветы? Почему бы не попробовать чтение Недавно открытый Crossrail проходит более чем на 100 км с запада на восток, что делает некоторые районы Лондона более доступными, чем когда-либо прежде.
ANEST COLLECTIVE представляет коллекцию необычной посуды Итальянский дом современного дизайна Anest Collective организовал специальную синергетическую выставку, посвященную презентации коллекции посуды J.Hill’s Standard и Aldo Bakker.
Повереновой - 50: актриса рассекретила 4 шага к сохранению молодости Дарья Повереннова отпраздновала 50-летие в первые минуты юбилея - супруг Андрей Шаронов накрыл для двоих романтический ужин на одной из крыш Санкт-Петербурга с видом на Исаакиевский собор. Актриса вышла замуж за государственного деятеля и топ-менеджера “Сколково” в феврале прошлого года, а до свадьбы пара встречалась восемь лет. 50-летняя Дарья Повереннова не скрывает, что прибегает к процедурам омоложения, она предпочитает мезонити.
Лучшее из моды Уимблдона на данный момент и как выглядеть Уимблдон начался, и это не только яркое событие спортивного календаря, но и кульминация моды
Обзор новой Хонда Цивик 2022 года Появился совершенно новый гибрид Honda Civic

Исследование показало, что политики стали жить дольше, чем население их стран С увеличением ожидаемой продолжительности жизни во многих развитых странах появились проблемы: показатели колеблются примерно на одной уровне. В то же время среди жителей самых бедных социальных групп этих же государств данный показатель снижается. Другими словами, в развитых странах бедные люди с каждым годом живут меньше, тогда как обеспеченные, включая политиков, – дольше. Такие выводы основаны на исследованиях ученых из Оксфордского университета. Результаты опубликованы в European Journal of Epidemiology.
Турецкие эксперты назвали продукты, очищающие кровь Человеческий организм обладает «встроенным» механизмом детоксикации, однако порой количество вредных веществ в крови превышает нормальные показатели. В этом случае организму нужна помощь. В частности, очистить кровь без вреда могут некоторые продукты, сообщили турецкие эксперты на страницах En Son Haber.
9 причин, почему отношения закончились Психолог-расстановщик Юлия Хадарцева рассказала, почему союз мужчины и женщин может распасться и о том, стоит ли всеми силами его сохранять
У вас они есть! 7 вещей в доме, которые ежедневно крадут здоровье Заботясь о самочувствии семьи, можно забыть, что в каждой квартире поджидают «тихие убийцы»
Болезнь аристократов, безумие и затворничество: почему жизнь Вивьен Ли стала трагедией Блистательная Скарлетт О’Хара навсегда стала культовый героиней, а сыгравшая ее актриса — символом целой эпохи

Петришенко: на детские пособия в 2022 году в бюджете запланировано Br2,7 млрд На детские пособия в этом году из бюджета запланировано Br2,7 млрд.
Тишина на борту! 4 крутые идеи, как занять ребенка в самолете Кто сказал, что путешествие должно превратиться в кошмар?
В новом учебном году 1,1 тыс. белорусских студентов смогут бесплатно учиться в вузах России В новом учебном году 1,1 тыс. белорусских студентов смогут бесплатно учиться в вузах России. Об этом во время пленарного заседания на тему "Роль межрегионального сотрудничества в углублении интеграционных процессов Союзного государства" на IX Форуме регионов Беларуси и России рассказал вице-премьер России Алексей Оверчук
Как приучить ребенка к домашним обязанностям? У современных детей большая нагрузка в школе, много кружков и секций. Многие родители считают, что не следует обременять детей еще и домашними делами. Но не вырастут ли ребята ленивыми, безответственными потребителями при таком раскладе? Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=24162
ЦТ по физике планируют написать более 19,5 тыс. абитуриентов Централизованное тестирование по физике планируют написать более 19,5 тыс. абитуриентов. Об этом сообщил директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.

Туристам в Таиланде рекомендовали остерегаться Чабу С пятницы и до выходных в Таиланде туристам и местным жителям рекомендуют остерегаться «Чабы» - очередного шторма сезона муссонов, который обещает принести сильный ветер, ливень и высокие волны. В зоне особого риска северо-восточные районы страны.
Ваш еженедельный гороскоп Таро на неделю с 3 по 9 июля — и переход Марса в Тельца На этой неделе, 5 июля, Марс переходит в знак Тельца, что означает упрямство
Тепло и дожди. Прогноз погоды на неделю с 4 по 10 июля Последними днями июня завладел африканский зной, это подтверждает россыпь температурных рекордов на просторах Беларуси
В южной части Ирана произошло землетрясение магнитудой 6,0 балла Землетрясение магнитудой 6,0 произошло на юге Ирана.
Почему панды такие толстые, если они едят только бамбук? Ученые нашли ответ Панды покрыты густым белым мехом с чёрными пятнами вокруг глаз, чёрными ушами и чёрными лапами, они известны своей приятной внешностью и игривым характером. У их вида тело массивное, короткие толстые задние лапы имеют острые когти, а на подошвах и в основании каждого пальца хорошо развиты обнаженные подушечки, облегчающие удерживание гладких стеблей бамбука. Их монодиета из бамбука не способствуют, как думается, набору веса, но несмотря на это они очень упитаны. Так что же делает панд такими?