«А что это нас за девочка повезет?». Девушка — водитель такси — о реакции мужчин и плюсах работы

0

Бородатые анекдоты о женщинах за рулем давно изжили себя. Встретить автоледи сейчас такая же обыденность, как увидеть на стройке или в шахте мужчину. Профессия таксиста тоже постепенно перерастает из разряда стереотипно мужских в сферу деятельности без гендера. В чем плюсы и трудности такой работы для девушки, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Женщины-таксисты в Беларуси действительно редкость. В 2020 году Белорусский государственный экономический университет составил портрет среднестатистического водителя такси. Согласно исследованию, в нашей стране представительниц прекрасного пола в этой сфере всего 4 %.

Не скажу, что являюсь частым клиентом такси, но первую девушку-таксистку встретила только в прошлом году, 8 марта. Отметив символичность встречи именно в Международный женский день и обменявшись взаимными поздравлениями, обсудить со спутницей ее выбор не сообразила. Контактов водителя не сохранилось, поэтому поиск представительницы стереотипно мужской профессии затянулся.

Наталья работает водителем такси уже восемь лет и замечает разницу между тем, как относились к женщинам в этой профессии в начале ее карьеры и как относятся в 2021-м.

— Устроиться в такси девушке восемь лет назад было действительно сложно. Тогда женщин-водителей было в принципе мало, и, когда я звонила в разные фирмы, ответ был один: «Женщина? Нет, брать не будем». Для людей это было в диковинку. Один перевозчик все-таки решился меня взять. Я не пожалела, и он, кстати, тоже. Всегда приводил меня в пример как образцового водителя,— рассказывает она.Сейчас такой дискриминации, на мой взгляд, нет. Наоборот, многие с радостью готовы принять девушку. Ведь порой они более ответственные, аккуратные.

Девушка рассказывает, что получила права в 18 лет, а в 21 год уже окончила курсы подготовки таксистов и впервые оказалась в этой сфере. Вопросы о том, как она оказалась в такси, задают постоянно. На этот случай есть давно готовый ответ.

— Все просто: люблю водить, нравится общение, движение. Поэтому однажды подумала: почему бы не попробовать? Не раз работала в офисе, но это совсем не мое. Просто не могу сидеть над бумагами целый день, для меня это скучно. Еще в некоторых местах возникали вопросы по оплате: обещают одно, а отдают совсем другие суммы. А такси в то время было очень прибыльной сферой,— рассказывает Наталья.Вопросы клиентов по поводу выбора профессии удивляют. Все же люди как-то на свою работу пришли, здесь все зависит от желания.

О знакомствах на работе и об отношении к женщине за рулем

Просьб дать телефончик или встретиться и посидеть в кафе за время работы симпатичная девушка вспоминает немало. Сейчас количество желающих познакомиться уменьшилось — люди, по ее мнению, стали воспитаннее и тактичнее.

— Девушка-таксист расценивалась как та, с которой можно погулять при желании, знакомиться прямо при поездке. Я всегда корректно объясняла, что я работаю и здесь не сайт знакомств. Это такая же работа, как кассир в магазине. Вы же не знакомитесь с продавцами в супермаркете? Хотя, возможно, и знакомятся, всякое бывает,— улыбается девушка.

Поводом для шуток в адрес водителя нередко служит и возраст. В свои 29 Наталья едва сойдет за старшекурсницу университета.

— Возраст тоже один из самых интересующих всех вопросов. Часто спрашивают, сколько мне лет или «а что это нас за девочка повезет?», смеются: «а права есть?». Многие, может, думают, что только получила, поэтому сначала могут побаиваться.

Оказывается, что еще восемь лет назад женщина за рулем вызывала у большинства пассажиров опасения. По наблюдениям Натальи, около 80 % людей реагировали негативно. Мол, с девушкой никуда не поеду.

— Я в таких случаях говорила: пожалуйста, не езжайте. Но еще ни один человек не отказался,— смеется таксист.Раньше к водителю такси относились как к прислуге. Якобы мы что-то должны. Вначале редко были такие смены, которые проходили полностью без проблем.

Наталья вспоминает, что за время работы случалось разное. Поэтому дебоширы и подвыпившие клиенты для нее не новость, а справиться с разбушевавшимися пассажирами теперь она может на раз-два.

— Когда видишь, что урегулировать все мирным путем не получается, то лучше всего его высадить. Понимаю, что мужчину точно не одолею. А вызывать милицию на драки или платить за отказавшегося это сделать клиента не хочется. Выходить сами такие люди, конечно, не желают. Тогда я останавливаюсь у обочины, глушу мотор и жду. Долго сидеть в остановившейся машине они не выдерживают и выходят сами. Если ситуация опасная, могу попросить помощи у других водителей. Раньше в приложении были специальные кнопки помощи, теперь это происходит благодаря чатам в мессенджерах, где есть все сотрудники службы.

О всезнающих пассажирах и нарушениях

Больная тема многих водителей — комментарии сидящих рядом о том, как нужно ездить. С двойной силой такие реплики обрушиваются на женщин за рулем. Немало таких клиентов вспоминает и Наталья.

— Раньше регулярно встречались, да и сейчас бывают такие, кто считает, что знают правила дорожного движения лучше меня. Но комментировать, сидя на пассажирском сиденье, некорректно рядом с любым водителем. Он же не первый день за рулем и наверняка проехал по этой улице уже сотню раз. Обычно я культурно говорю, что знаю, куда и как ехать, либо вообще никак не реагирую,— комментирует девушка.Другое дело, если маршрут загородный или сложный. Тогда я, наоборот, за, если пассажир подсказывает, как лучше доехать. Ему явно виднее, как добраться до его дома или к знакомому месту.

Наталья признается, что нередко именно по вине клиентов приходилось нарушать ПДД.

— У нас же люди любят: «ай, заедь туда, точно никто не увидит, здесь никого нет». А в итоге потом плачу штраф. Теперь я на такие уговоры не ведусь. Просто объясняю пассажирам: «заехать под такой-то знак стоит 50 рублей, такое-то нарушение обойдется в 100 рублей». Еще отказываюсь возить более четырех человек. Это тоже постоянно вызывает возмущения. В таких ситуациях прошу вызывать вторую машину: одни сразу соглашаются, другие долго пытаются что-то доказывать и в итоге отказываются.

Противоположность сложным клиентам, с которыми порой бывает непросто договориться, — люди общительные и веселые. Водителю особенно нравится выезжать за музыкантами, которые только что отыграли концерт.

— Если они не слишком уставшие, то могут петь у меня в машине. К моему счастью, делают они это хорошо. Поэтому ехать с ними одно удовольствие.

О минусах работы и влиянии пандемии

Собеседница признается: работать в пандемию стало сложнее. В пик заболеваемости число заказов сильно упало.

— Многим может показаться, что люди чаще ездят на такси для меньшей коммуникации с другими. На самом деле, наоборот. До коронавируса часто возила программистов, почти все с приходом пандемии ушли на удаленку,— отмечает она.Еще последние три года в принципе меньше заказов ночью. Если раньше на ту же Зыбицкую ездила забирать и привозить людей регулярно, то сейчас там почти пусто. С приходом пандемии это стало еще заметнее.

Несмотря на все трудности, свою профессию Наталья считает для себя идеальной. И добавляет: в такси не стоит идти не слишком стрессоустойчивым. Ведь недовольства клиентов, неадекватные люди, наркоманы и подвыпившие будут всегда и кого-то могут серьезно испугать.

— Важно просто уметь правильно реагировать на это, не бояться. Но знаю многих водителей, которые приходят, пробуют и быстро уходят. Понимают, что не выдержат такой нагрузки,— делится девушка.Долго сидеть за рулем тоже не все способны. Я без проблем проезжаю 9–10 часов подряд, и только часам к 12 чувствую усталость.

Других особых навыков для работы в такси, как считает собеседница, не нужно. Да и девушке в этой сфере не сложнее, чем мужчине.

— Особой физической силы или каких-то специфических знаний не требуется. Если сломалось что-то в дороге, то просто еду на ближайшую СТО. В случае серьезной поломки можно постоять и поголосовать на дороге. Потому что у меня точно не хватит силы, например, открутить колеса.

Проблем с тем, чтобы хорошо выглядеть на работе, тоже нет. Конечно, за рулем слишком не покрасуешься: никаких тебе шпилек и мини-юбок. Но без аккуратного макияжа рабочий день не проходит.

— Юбку или платье могу надеть, когда летом очень жарко. Но в других ситуациях практичность превыше всего. В остальном же это обычная работа,— подытоживает Наталья.Замечаю, как постепенно стираются границы между полами в плане профессий. Сейчас на одной и той же должности может работать как женщина, так и мужчина, и все к этому спокойно относятся. Радует, что настолько меняется отношение людей.

Фото Павла Русака

Leave A Reply

Your email address will not be published.