Заработок, связанный с риском для жизни и здоровья: парашютный клуб

0

Парашютные клубы обычно не открываются исключительно ради денег, для создателей таких клубов это нечто большее, чем заработок. Ведь открытие потребует огромных вложений — даже при условии, что школа не будет иметь своих тренажеров и уж, тем более, авиабазы. Хотя парашютный спорт является очень дорогим удовольствием, рентабельность его довольно низкая и составляет около 10%. Это связано с высокой себестоимостью прыжка и невозможностью устанавливать чрезмерно высокую наценку.

Парашютный спорт сегодня также называют нырянием в небо – skydiving, это достаточно распространённое уже несколько лет увлечение сегодня становится только более популярным, если ранее парашютным спортом занимались только профессионалы, то после к ним присоединились обеспеченные люди, а теперь уже и представители среднего класса увлекаются парашютизмом. Да, это удовольствие не из дешёвых, но всё-таки доступных, и редкие прыжки может себе позволить практически любой. А вот обеспеченный человек может уже всерьёз увлекаться нырянием в небо. 

Ситуация в России в этом бизнесе сегодня такова, что существует немало организаций, которые предлагают своим клиентам обучение и последующие тренировки, но многие из них представляют собой правопреемников советских некоммерческих организаций. Не все они оборудованы в соответствии с последними достижениями, и не всегда клиент получает максимально качественный сервис. Уровень конкуренции в этом направлении не всегда очень высокий, но даже в маленьких относительно городах имеется хотя бы одно предприятие, которое занимается парашютистами. Зачастую это некоммерческие организации, но при этом не нужно думать, что занятия у них бесплатны, обеспечение прыжка с парашютом обходится в немалую сумму, и поэтому НКО также вынуждены взимать плату со своих клиентов. Начинающее предприятие может завоевать часть рынка, если предлагает хороший сервис – многие потребители это очень ценят – и ведёт конкурентоспособную ценовую политику. Зачатую придётся выигрывать не за счёт дорогого билета на прыжок с парашютом, а за счёт их количества. Точнее сказать, невысокой будет именно наценка, сама себестоимость прыжка определённо будет высока.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, действующий в форме общества с ограниченной ответственностью. Можно зарегистрировать НКО и рассчитывать на дотации со стороны государства (а ему выгодно поддерживать такой спорт), но это уже не бизнес в большинстве случаев. ООО имеет возможность пользоваться упрощённой системой налогообложения, поэтому эта форма оптимальная для не слишком больших организаций. По факту пользуется УСН не так много парашютных клубов, да и только те, которые не располагают своей авиабазой и скорее выступают как малое коммерческое предприятие исключительно по обучению парашютистов. Поэтому для большинства клубов подходит стандартная система налогообложения. Но зарегистрировать свою компанию гораздо проще, чем получить разрешение на свою деятельность. 

Во-первых, если компания планирует заниматься профессиональной подготовкой людей, то есть работать как школа, которая даёт возможность овладеть навыком, который может использоваться в профессиональной деятельности, то нужно получить образовательную лицензию как учреждение, которое готовит специалистов по выбранному направлению. Отсюда появляется возможность готовить людей, которые смогут устраиваться на работу в авиацию, но получение и поддержание образовательной лицензии зачастую является только лишней тратой сил. 

Во-вторых, всё равно необходимо получить лицензию на осуществление деятельности по подготовке парашютистов и проведению прыжков в местном департаменте авиации. Здесь многое зависит от того, в каком формате будет работать предприятие, ведь помимо разрешений на указанный вид услуг может быть необходимо получить лицензию на содержание авиации и совершение полётов. Все эти процедуры могут затянуться на очень долгий срок и потребовать от предпринимателя несколько сотен тысяч рублей, свои требования имеются также в каждом регионе, и лучше всего располагать помощью грамотного юриста, который сможет заняться сопровождением на всех этапах. Стоит отметить, что лицензия Департамента авиации предполагает полное соблюдение требований компанией, поэтому она не обязана страховать своих клиентов, однако согласно российскому законодательству клуб должен проверять наличие страховки у своих членов. То есть страхование оплачивается непосредственно самим парашютистом. Величина страховки зависит от страховой компании, тут уже как кому повезёт.

Вообще теперь нужно более подробно остановиться на возможностях предпринимателя. Итак, оптимально клуб парашютистов должен располагать непосредственно офисом, а также своей собственной взлётно-посадочной полосой, даже в некоторой степени своим аэропортом, личным или хотя бы арендованным на длительный срок лёгким авиатранспортом. Также нужно договориться о том, чтобы была своя собственная зона высадки (так называемая dropzone), хотя нередко она входит в территорию предприятия. Многие школы имеют представительно в городе, но все полёты по понятным причинам проходят в пригородах или вовсе вдали от населённых пунктов. Там же располагается и авиабаза, поэтому нужно ещё располагать транспортом для перевозки парашютистов на место базирования самолётов. Таким образом, сумма стартовых инвестиций может составлять несколько миллионов долларов, а если строить огромный аэропорт, который рассчитан на хранение целого авиапарка, то сумма может превышать миллиард рублей. Впрочем, для парашютного клуба не нужны такие мощности. 

Рекомендуется для начала иметь три самолёта, причём это из расчёта того, что есть постоянно заказы, и клуб работает с огромным количеством потребителей. То есть три самолёта потребуются для уже ставшего популярным клуба, а вначале и вообще может хватить одного. Непосредственно сама взлётная площадка с ангарами обойдётся в совершенно разную сумму, купить уже готовую площадку (частный аэродром) можно за сумму в пределах 10-20 миллионов, это, пожалуй, самый минимум. Стоимость строительства может быть очень и очень разной, в зависимости от места и предполагаемых мощностей, но тут тоже вряд ли стоит рассчитывать на сумму меньше 10 миллионов. 

Следующий момент – это закупка непосредственно самих самолётов. Тут нужно выбирать из лёгкой авиации, причём есть специально самолёты, которые изначально изготавливаются для десантирования. Самый простой вариант – это русские самолёты, наибольшей популярностью пользуются самарские самолёты F-41 Эльбрус, стоимость которых составляет 4-5 миллионов в зависимости от оснащённости. При этом это стоимость нового самолёта, бывший в употреблении можно купить немного дешевле. Если брать в расчёт иностранных производителей, то тут уже один самолёт обойдётся в 10 миллионов в среднем, вообще российские самолёты на порядок дешевле иностранных аналогов. Так, самые дорогие модели обходятся в сумму больше 100 миллионов, например, швейцарский Pilatus PC6/B2-H4 – стоит чуть больше 112 миллионов рублей. 

То есть для открытия своей авиабазы потребуется несколько десятков миллионов рублей, и тут уже не каждый предприниматель может позволить себе вложение таких средств. Причём помимо базы нужно вложить большие средства в другие направления. В связи с этим некоторые предприниматели занимаются исключительно тем, что занимаются подготовкой парашютистов, сотрудничая с другими компаниями для получения необходимых мощностей.

В связи с этим можно наладить договорные отношения с какой-нибудь авиабазой, отдавая ей некоторый процент за пользование её самолётами. На самом деле такое направление бизнеса позволяет не только сократить свой бюджет, но и существенно уменьшить сумму ежемесячных трат, потому что содержание самолётов обходится в очень большие деньги, и при отсутствии клиентов приходится платить немало средств впустую. К примеру, оплачивать заработную плату сотрудникам аэропорта и пилотам, что в зависимости от размеров авиабазы может требовать фонда оплаты труда в несколько сотен тысяч рублей, а иногда и больше миллиона. При сотрудничестве со сторонней компанией приходится платить только за фактическое время пользования самолётом. 

Также для подготовки своих парашютистов неплохо располагать аэродинамической трубой, в которой можно испытывать состояние свободного падения. Стоит установка такой трубы около 5 миллионов рублей (минимум), поэтому проще найти компанию, которая готова сотрудничать с парашютным клубом, предлагая для эксплуатации свою установку. Здесь, конечно, значительную сумму будет опять же забирать непосредственно компания, владеющая АДТ, но парашютный клуб становится более привлекательным для клиентов. При этом, если в городе нет клуба с аэротрубой, то можно использовать её как конкурентное преимущество.

Но вот что точно потребуется в любой школе – это снаряжение, которое и используется непосредственно в парашютном спорте. Это не только комбинезон и парашют, но и множество другого снаряжения, причём всё оно является очень дорогостоящим. В связи с этим в любом случае необходимо располагать немалыми суммами для закупки необходимых вещей, ведь в каждом клубе должна быть экипировка для своих членов. Безусловно, какую-то часть экипировки люди покупают за свой счёт, но делают так только профессиональные спортсмены, а новички обычно пользуются клубными вещами, пока не приобретут свои. При этом в первые же месяцы ни один клуб не требует от своих членов приобретения дорогой экипировки, если только, это не профессионалы. Самая дорогая часть снаряжения зачастую – это непосредственно парашют, при этом, как известно, помимо основного устанавливается запасной. Стоимость одного парашюта начинается от 70 тысяч рублей, иногда может составлять несколько сотен тысяч, тут многое зависит от качества парашюта (а именно то, сколько раз его можно использовать), а также от бренда. То есть из расчёта на одного человека приходится выделять порядка 200 тысяч – это вместе с остальной экипировкой, что очень много, особенно по сравнению со спортивными клубами других направленностей. Неудивительно, что вступление в клуб парашютистов бывает очень и очень недешёвым, хотя членство в крупных клубах обычно обходится в месяц в сумму меньше тысячи рублей. 

Помимо экипировки нужно купить ещё большое количество дополнительного оборудования, в том числе для фото и видеосъёмки – услуга съёмки очень популярна, особенно в среде непрофессионалов, а людей, которые решились единожды прыгнуть с парашютом. Здесь тоже очень многое зависит от размеров клуба, но даже маленький клуб должен выделить хотя бы миллион рублей для закупки пары комплектов для прыжков и прочей экипировки. И даже этой суммы зачастую будет недостаточно.

В клубе может работать очень много человек – если это не только школа, но и авиабаза, о чём было сказано выше. Непосредственно для школы нужно хотя бы 2-3 инструктора, это те люди, которые получают по 5-10 тысяч рублей за один сеанс, но при этом гарантируют безопасность проводимого мероприятия. Также должен быть человек на администраторской должности, но этим может заниматься и сам предприниматель. В остальном могут потребоваться дополнительные сотрудники для выполнения прочих задач, например, для подготовки новичков и предварительного инструктажа (то есть без непосредственного участия в прыжках), а также водители, бухгалтеры и маркетологи. Должен быть и руководитель школы, который отчитывается перед Департаментом авиации, ведёт учёт прыжков, занимается в большей степени документами, но обязан обладать соответствующим образованием. 

Вообще накладывается огромное количество требований, и тут нужно компании искать только профессионалов этого направления. Кстати, доктор в клуб может потребоваться только для проверки готовности и самочувствия спортсменов непосредственно перед прыжком, на случай неудачного падения доктор обычно уже не нужен, хотя бывают случаи, когда человек неправильно приземлился или запутался в парашюте. То есть иметь своего врача желательно, при этом именно врач проверяет наличие справки у новичков; без справки заниматься парашютным спортом также запрещено, как и без страховки, и, как и в случае со страховкой, медицинскую справку получает спортсмен сам.  Вообще хороший клуб отличает высочайший сервис (об этом было уже сказано), поэтому искать нужно только лучших специалистов не только для руководства, но и для инструктажа; искать только хороший авиатранспорт, не работая на разваливающихся самолётах; на базах не должно быть скучно между прыжками, особо успешные клубы предлагают своим клиентам огромное количество дополнительных услуг вплоть до ресторанного и гостиничного обслуживания; хороший клуб стремится всегда быть на связи со своим клиентом, для чего организовывается свой собственный сайт, на котором происходит коммуникация с потенциальными потребителями в любое удобное для них время. Подводя итог, можно сказать, что открытие полноценного клуба парашютистов потребует очень больших вложений даже если планируется открыть только школу без своих тренажёров и, тем более, авиабазы. Сумма идёт на несколько миллионов рублей.

Парашютный спорт поэтому очень дорогой, но, как отмечают эксперты, рентабельность его не слишком высокая – порядка 10%. Связано это с высокой себестоимостью прыжка, и, если делать большую наценку, потребителей не будет вовсе. В связи с этим все клубы стремятся сократить свои издержки, но при работе со сторонними компаниями сделать это на порядок сложнее. Стоимость одного прыжка для профессионалов может составлять около 3 тысяч рублей, но эту сумму платит член клуба или просто любитель, который постоянно «ныряет в небо», то есть не нуждается в услугах инструктора. Новички, которые хотят пройти курс парашютиста отдают в среднем 50 тысяч за обучение, и эта сумма – только начала, оплата первых 2-3 полётов, ведь первый полёт является очень дорогим. Далее с инструктором стоимость прыжка составляет 6-10 тысяч рублей, хотя в среднем по рынку цены уравниваются даже в отдалённых друг от друга регионах. При всём при этом предприниматель сможет получать большую прибыль только в случае действительно немалого количества клиентов; точка безубыточности в каждом конкретном случае может рассчитываться в зависимости даже от разных факторов, поэтому даже усреднённые показатели привести трудно. 

Кстати, ещё один существенный недостаток этого бизнеса – сезонность, с которой клубы в некоторой степени справляются только, если есть необходимые тренажёры для подготовки новичков, в ином случае приходится обходиться без прибыли несколько месяцев в году. Своя развитая парашютная школа, однако, приносит немалые деньги, но рассчитывать на них можно будет только через несколько лет упорной работы

Leave A Reply

Your email address will not be published.