Совпадает ли биологический возраст с паспортным, и есть ли таблетки от деменции

0

Не стоит бояться старости, но к ней надо готовиться, утверждают специалисты. О том, когда и как нужно начинать такую подготовку, агентству «Минск-Новости» рассказал врач-гериатр, профессор, первый заместитель председателя Белорусского республиканского геронтологического общественного объединения Кирилл Прощаев.

— У каждого своя старость. Одни еще в 70 энергичны и веселы, а другим уже в 45 жизнь не мила из-за хронических болезней и депрессий. Это преждевременное старение?

— Возрастная классификация, рекомендованная ВОЗ, исходит из физиологии человека. С 18 до 44 лет — молодой возраст: в идеале не должно быть хронических болезней и предпосылок для их развития. С 45 до 59 лет — средний: хронических заболеваний тоже быть не должно, но в организме может происходить повышение жесткости сосудов и снижение скорости передачи нервных импульсов. С 60 до 74 лет — пожилой: могут появиться хронические болезни, но человек остается функциональным. С 75 до 89 лет — преклонный возраст: период, когда человек становится все более зависимым от других. 90 лет и старше — долгожители.

Если в 45–50 лет у человека сердечно-сосудистые заболевания, артериальная гипертензия, сахарный диабет или ряд других болезней, это говорит о преждевременном старении. На постсоветском пространстве биологический возраст опережает паспортный на 7–10 лет. Причем у мужчин ситуация более неблагополучная. Причин много, но в основном это неправильное питание, гиподинамия, отсутствие должного медицинского контроля при наличии заболеваний. Проще всего сослаться на экономические причины. На самом же деле не каждый хочет заниматься своим здоровьем. Задайтесь вопросом: часто ли вы без напоминания проходите диспансеризацию?

И все же не могу не отметить хорошие тенденции: фитнес-клубы, бассейны до пандемии посещало много не только молодежи, но и людей среднего возраста. Еще 5–6 лет назад такого не наблюдалось.

Каждый независимо от возраста должен знать свои базисные показатели: артериальное давление, уровень холестерина, глюкозы, гликированного гемоглобина, индекс массы тела, чтобы при необходимости их корректировать. Даже если есть заболевание, с ним надо дружить и управлять им.

К слову, в почтенном возрасте нужно более тщательно следить за полостью рта. Доказано: потеря пяти и более зубов может привести к преждевременной смерти. Человек недоедает, выбирает пищу, которую легче пережевать, и рацион становится неполноценным. Соответственно, мозг и сердечная мышца не получают нужного питания. Зубные ряды должны быть скорригированы любым способом — коронками, имплантатами, съемными протезами.

— С какого периода жизни надо готовиться к старости? Или не стоит забивать себе этим голову раньше времени?

— О таких вещах надо думать с юности. Почти в каждой семье существует модель жизни для младшего поколения: школа, вуз, создание семьи, покупка квартиры, бизнес или работа. В этой палитре отсутствует понимание того, что нас ждет в возрасте 60+. Захотим ли трудиться в этот период, останемся ли функциональными? Если понадобится уход, на кого будем рассчитывать? Уже в юности человек должен представлять, что может измениться в его жизни в будущем. А задача взрослых — прививать детям культуру понимания почтенного возраста.

В Витебской области мы периодически проводим акцию для детей и подростков «Почувствуй себя пожилым» на специальных гериатрических тренажерах. К примеру, учащихся колледжа переодеваем в стариков, имитируем катаракту, снижение слуха, малоподвижность суставов. И даем простые задания: налить воды, написать письмо, почитать газету. Такие акции помогают ребятам ощутить на себе, что такое старость. А наши чешские коллеги водят детей с первого класса в дома-интернаты для пожилых, где школьники помогают престарелым людям, общаются с ними.

— Из детства, очевидно, проистекают истоки многих болезней, дающих о себе знать через десятки лет?

— Так и есть. Если ребенок, примеру, страдает ожирением, то в среднем возрасте у него на 50 % выше риск иметь сахарный диабет при прочих равных условиях. Более того, если у родителей диагностировали ожирение, а у ребенка его не было, у него все равно повышен риск диабета II типа в среднем возрасте, потому что с детства формируются неправильные стереотипы питания.

С другой стороны, тогда же закладываются и возможности нашего головного мозга, уровень когнитивного резерва. Оказывается, чем интенсивнее дети учатся в школьные годы, тем меньше у них риск развития деменции в пожилом и старческом возрасте, а если она все же началась, то легче протекает. Такое заключение экспертов журнала The Lancet по результатам многолетних исследований опубликовано в нынешнем году.

— Многие признаются, что боятся не умереть, а потерять память и перестать осознавать происходящее. Как близким вовремя заподозрить неладное в поведении пожилого человека, понять, например, что развивается деменция?

— Первые признаки этого заболевания, к сожалению, заметить сложно. Без внимания нельзя оставлять любое изменение в поведении, ни одно нельзя списывать на возраст: был веселым — стал плаксивым, вдруг начал ругаться матом, превратился в брюзгу, гулял понемногу — стал выходить на два часа… Надо вести родственника к врачу проверять когнитивные функции. Обследовать нужно любое нарушение памяти и внимания, потому что под этим «зонтиком» может скрываться целый букет недугов.

Хорошо, если родные пожилого человека и сами будут его периодически тестировать, чтобы обнаружить симптомы заболевания на ранней стадии. Внук может предложить бабушке «поиграть в часики». Ее задача — нарисовать круг и в нем цифрами — циферблат часов, а с помощью большой и маленькой стрелок изобразить конкретное время: десять минут двенадцатого. Если получилось, значит, на данном этапе проблем нет. В противном случае без врача и обследования не обойтись.

— Правда ли, что сегодня более или менее нормальное состояние человека при деменции можно поддерживать медикаментозно?

— Таблеток от нее нет, но если на ранних стадиях обнаружить недуг, то с помощью своевременных медикаментозных методов и реабилитационных практик задержать его прогрессирование возможно.

— В своих работах и лекциях вы уделяете внимание и такой деликатной теме, как уход за немощными престарелыми людьми. Зачастую наши соотечественники не решаются отправлять родных в дома-интернаты, опасаясь осуждения окружающих.

— Есть разные модели осуществления такого ухода. Это дети, сиделка, другие родственники, он может быть постоянным или временным. Один из вариантов — дома-интернаты, причем сегодня там вполне современный уровень досмотра и активизации проживающих. Есть возможность краткосрочного пребывания или на выходные. И еще: несколько часов в неделю в уходе за больным на дому могут помочь работники территориальных центров соцобслуживания.

Важно и другое: на мой взгляд, нельзя обрекать своих детей и других близких на то, чтобы в случае необходимости им пришлось принимать за нас столь сложное решение. У стареющего человека должны быть варианты, из которых он сам заранее выберет наиболее приемлемый. Идеальный путь — обсудить эту тему с родственниками, когда со здоровьем, психикой, сознанием у вас еще все в порядке.

Предположим, такой период наступил и семья приняла решение, что уход будут осуществлять родные. Тогда надо понимать: они автоматически перейдут из разряда родственников в разряд соцработников, значит, не должно быть никаких эмоциональных срывов и плохого настроения в отношении подопечного. Но и семье нужно осознать, что человеку, осуществляющему уход, нужны полноценный сон, выходные, отпуск. Ведь если мы провозгласим лозунг «Ребенок должен нести этот крест» и не поможем ему, через год он, независимо от возраста, сам станет объектом для ухода.

Все это — часть культуры, которую необходимо формировать.

Leave A Reply

Your email address will not be published.